Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
16 июня 2006, 21:49 • Политика

Рейтинги и рейтингующие

Депутат Шишкарев о докладе Freedom House

Рейтинги и рейтингующие

Tекст: Сергей Шишкарев

14 июня на пресс-конференции в Москве руководители Freedom House представили свой доклад за 2005 – начало 2006 года. Они сообщили, что Россия переместилась из категории «частично свободных» в категорию «несвободных». Зампред Комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев считает, что публикация доклада неслучайно совпала по срокам с приближающимся саммитом G8 в Санкт-Петербурге.

Публикация различного рода рейтингов суверенных государств по параметрам соответствия «демократии», «свободе», «уважению прав меньшинств» и т. п. давно превратилась в инструмент публичной политики Запада в отношении неугодных государств. Яркое доказательство тому – очередное снижение рейтингов России в публикации «Рейтинга свободы в мире», составляемого американской (формально – неправительственной, на деле – частично финансируемой из госбюджета) организацией Freedom House. Россия – выведенная из разряда «частично свободных стран» еще в конце прошлого года – теперь окончательно «закрепилась» в разряде «несвободных стран».

В подавляющем большинстве рейтингующие организации лишь формально являются независимыми общественными организациями, а их рейтинги – действительно объективными

Очевидна прямая зависимость оценок, выставляемых нашей стране различными международными НПО, и текущего климата отношений Москвы и Вашингтона. В США часто объясняют это тем, что администрация-де учитывает в своей российской политике рекомендации западных организаций, следящих за развитием демократии в России. На деле же, как представляется, зависимость обратная. В подавляющем большинстве рейтингующие организации лишь формально являются независимыми общественными организациями, а их рейтинги – действительно объективными. Соблюдая внешние правила приличия (большинство таких рейтингов включает США и страны Запада; в сопутствующих рейтингам докладах нередко можно встретить даже претензии к Вашингтону), «независимые» западные НПО проводят активную пропагандистскую кампанию, нити которой почти всегда ведут за океан.

Тактическая цель очередного понижения рейтинга России – усиление давления на российское руководство в преддверии саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге. Рейтинг Freedom House – очередной шаг весенне-летнего пропагандистского наступления, призванного облегчить задачу руководству Запада в ходе предстоящих переговоров с российским президентом В. Путиным в Санкт-Петербурге. Неслучайно в ходе презентации своего доклада за первую половину 2006 года руководители Freedom House вновь повторили известную мантру американских неоконсерваторов – акцентировали «несоответствие» России параметрам стран «Большой восьмерки».

Стратегические цели наращивания пропагандистского давления на Россию не ограничиваются саммитом в Санкт-Петербурге. Примечательно, что основная мысль, вынесенная в заголовок презентации доклада Freedom House, – «Богатые на энергоносители, бедные на демократию», – почти дословно повторяет уже успевшую стать девизом американских неоконсерваторов ключевую формулу «первого закона петрополитики», выведенного влиятельным американским обозревателем New York Times Томасом Фридманом в начале мая в журнале Foreign Policy: «Уровень цен на нефть и уровень свободы в нефтегосударствах неизменно связаны обратно пропорциональной зависимостью».

Что же стоит за очередной констатацией «ухудшения состояния демократии и свобод в России» в рейтинге Freedom House? Ответ на этот вопрос лучше всего дает тот же вышепоименованный Фридман: «У некоторых чудовищных режимов сейчас столько денег, что они способны еще долгое время вершить злые дела, а многие достойные демократические страны вынуждены перед ними пресмыкаться, чтобы получить нефть и газ». Если не отбросить свойственную колумнисту патетику и камуфляж в виде призыва к разработке альтернативных источников энергии, то останется лишь циничная идея перераспределения природных богатств в пользу «демократических» стран (читай – США и Запада).

Фактически это очередной шаг на пути развития давно вынашиваемой правоконсервативными кругами в Вашингтоне концепции так называемого ограниченного суверенитета – от ограничения суверенитета легальными методами (визовые вопросы, выдача преступников и пр.) через ограничение суверенитета отдельных стран при помощи международных институтов (экономические эмбарго, замораживание счетов, наконец, санкционированная мировым сообществом прямая интервенция в Ираке) к «превентивным ударам» по территории неугодных режимов и рассмотрению их природных богатств в качестве «общегуманитарного блага» (как атмосфера, водные ресурсы и т. п.).

Есть в американском политическом жаргоне фраза «eyes on the prize» (дословно – «устремив взор на приз»), демонстрирующая важность верного определения конечной цели борьбы. Демократия в России – для Запада отнюдь не самоцель, а лишь средство достижения контроля за богатыми ресурсами одной шестой части суши. Очевидно, что достижение этой цели может осуществляться двумя принципиальными путями: либо посадить в Кремле лояльного ставленника, либо активизировать международное давление на власти России с целью обеспечения сначала международного, а затем, вероятно, и вовсе американского контроля за российскими природными богатствами.

Сергей Шишкарев – заместитель председателя Комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи.

..............