Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
3 января 2006, 12:17 • Политика

Япония хочет военной мощи

Япония хочет вернуть себе военную мощь

Япония хочет военной мощи
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

Правящая Либерально-демократическая партия Японии предлагает изъять из конституции страны положение, запрещающее Токио иметь вооруженные силы. Вместо фразы о том, что в стране «никогда не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны», японские либерал-демократы намерены вписать пункт об обладании национальной армией.

Это уже второй вариант проекта новой конституции Японии, разработанный правительственным комитетом под руководством экс-премьера Йосиро Мори. Работа комитета направлена на замену конституции, навязанной после окончания Второй мировой войны оккупационными силами США, своим собственным Основным Законом.

Военные ограничения

Мы это делаем для своей пользы, а не для поучения других народов

С тех пор как 18 августа 1945 года покойный ныне император Хирохито впервые обратился по радио к своему народу, признав очевидный факт, что Вторая мировая война проиграна Японией, понятие «армия» («гун» по-японски) в этой стране попало в разряд табуированной лексики. По крайней мере, так было заявлено в так называемой «мирной Конституции» 1947 года.

В соответствии с положениями Основного Закона Япония «навечно отказывается от права иметь собственную армию», а ее безопасность и оборону в случае гипотетического нападения должны осуществлять расквартированные на многочисленных военных базах вооруженные силы США. Армия исчезла, но понятие «гундзи» («военный») осталось. По-иному и не могло быть в стране, где самурайский кодекс – «бусидо» – является неотъемлемой составляющей государственной религии – синтоизма.

Собственно, армия никуда и не исчезала, сменилось лишь название. Так появились Силы самообороны Японии, численность которых по закону не могла превышать 240 тысяч человек. Лишив японцев полноценной армии, американцы, следуя своей довольно мудрой политике, лишили Японию военной промышленности и, что самое примечательное, конструкторской школы.

Профессор Итокава из Токийского университета, равно как и профессор Йоси Мори, сконструировавшие лучшие японские истребители времен Второй мировой войны («Зеро» и «Хаяте»), получили кафедры военной истории в американских университетах. С тех пор до 90% вооружений, поступающих в Силы самообороны, были американскими. Это не могло не сказаться на обороноспособности страны.

«Ямато» – первый сверхзвуковой истребитель - был сконструирован в Японии только в 1976 году. Да и Mitsubishi F-1 представлял собой точную копию англо-французского Jaguar. То же касается танкостроения. Японцы, следуя своей традиционной манере копировать наиболее удачные образцы, сконструировали танк (Tipe 74), в общих чертах мало отличимый от германского Leopard 1.

И тем не менее в 70-е – 80-е годы конструкторская школа была восстановлена из небытия. На основе F-16 был создан прототип Mitsubishi F-2, по своим качествам далеко превосходящий аналог. Правда, стоимость этой машины превосходит «американца» по меньшей мере в четыре раза, да и электроника не очень стабильна, как признался на одном из авиашоу корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в частной беседе японский летчик.

Не менее современными образцами располагает и учебное командование ВВС самообороны. С 1996 года на их оснащение поступают учебные машины Kawasaki T-4, по праву считающиеся гордостью японского самолетостроения. В войска уже передано 144 таких самолета стоимостью по 13 млн. долларов за штуку.

Поставки могли бы и продолжаться, однако ограничения, налагаемые конституцией на военный бюджет (не более 2,5% от ВВП), не позволяют расширять поставки. Согласно тем же ограничениям невозможны и экспортные поставки, хотя интерес к японскому оружию проявляют многие богатые страны, в том числе Южная Корея. Очевидно, что после устранения «досадной» статьи Конституции 1947 года возможность продавать оружие для крупных концернов только расширится.

Лучший способ обороны

Йосиро Мори
Йосиро Мори
Правда, несмотря на то что большинство японского оружия было американским по происхождению, производство его велось в стране по лицензии на заводах крупнейших компаний, таких как Mаtsushita, Mitsubishi, Kawasaki. Только за последние 10 лет Силам самообороны было продано оружия примерно на 15 млрд. долларов. Немало заработали японцы и на поставках готовых узлов самолетов для компании «Боинг».

Но до сих пор речь шла лишь о вооружениях, которые так или иначе можно было отнести к классу оборонительных. Теперь же японские генералы задумались о возможности получить и оружие первого удара.

Памятуя, что лучшая защита – это нападение, военное ведомство Японии открыло финансирование работ по созданию управляемой крылатой ракеты класса «земля-земля», радиус действия которой составляет несколько сотен километров. Планируется, что в ближайшие пять лет новая ракета поступит на вооружение.

«Для своей пользы»

Очевидно, что такая программа направлена на сдерживание военных амбиций ближайших соседей - Пекина и Пхеньяна, от которых до Токио рукой подать – 2094 и 1296 км соответственно. Вероятно, что такая дорогостоящая программа (около 2,5 млрд. долларов только на этапе проектирования) не встретит отрицательного отношения в обществе.

Ведь согласно опросу, проведенному в октябре газетой «Асахи», 52% японцев видят главную военную угрозу своей страны со стороны КНДР, а 36% опасаются агрессии Китая. Для сравнения: лишь 2% опрошенных назвали опасным военным соперником Россию.

Нет сомнений, что милитаристские заявления главы японского правительства вызовут у соседей Японии крайне болезненную реакцию. И даже слова о том, что Япония по-прежнему отказывается от разработки собственных ядерных вооружений, никого не успокоят.

Но, судя по всему, японцев мнение соседей не остановит. Либерально-демократическая партия Японии намерена покончить с конституционно закрепленным антимилитаризмом – в конце концов, для японцев это всего лишь наследие американской оккупации.

Так что соседи могут нервничать и выдвигать протесты – японцы все равно будут гнуть свою линию. Как сказал в 1905 году начальник японского Генерального штаба, отвечая на вопросы иностранных журналистов по поводу русско-японской войны: «Мы это делаем для своей пользы, а не для поучения других народов».

..............