Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 июля 2005, 09:03 • Политика

Мир без Америки

Мир без Америки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Сегодня в Казахстане начинается очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества. В Астану съедутся лидеры всех шести стран-участниц ШОС, в том числе, и Владимир Путин, а также наблюдатели от Монголии, Индии, Ирана и Пакистана. На Западе принято рассматривать эту организацию, как попытку создать альтернативную силу американскому присутствию в регионе. Участники ШОС заявляют, что организация создана для решения совсем иных проблем.

И голос Пекина в этих заявлениях звучит наиболее громко. Ведь, плоды от существования ШОС пока пожинает в основном Китай.

Большая часть Евразии

Президент России Владимир Путин (на снимке) на заседании делегаций стран Шанхайской организации сотрудничества (фото ИТАР-ТАСС)
Президент России Владимир Путин (на снимке) на заседании делегаций стран Шанхайской организации сотрудничества (фото ИТАР-ТАСС)

Шанхайская организация появилась на свет в 1996 год, когда Россия, Казахстан, Китай, Киргизия и Таджикистан подписали в Шанхае совместную декларацию об уменьшении напряженности и увеличении мер доверия в близи общих границ. Правда, через пять лет «Шанхайская пятерка» стала называться Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - тогда к «пятерке» присоединился Узбекистан.

На сегодняшний день общая территория входящих в эту субрегиональную организацию государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертая часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

В начале организация боролась с проявлениями религиозного экстремизма в регионе Центральной Азии и с крайними формами национализма, помогала решать территориальные проблемы.

Правда пока, плоды участия в ШОС пожимает в основном Китай, закрывший целый ряд спорных территориальных проблем, которые существовали у него с Казахстаном, Киргизией и с Таджикистаном, а в этом году Пекин урегулировал приграничные вопросы и с Россией.

Еще одной задачей, которая подспудно прослеживается на протяжении всего периода ее существования, является создание альтернативной силы американскому присутствию в регионе, которое особенно усилилось после 2001 года, когда военные базы США появились в Узбекистане, Казахстане и Киргизии.

Именно тогда организация приобрела свою сегодняшнюю форму, а Россия и Китай стали наращивать усилия по созданию в рамках ШОС системы кооперативной безопасности. Для этого в целях улучшения взаимодействия

правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС).

Проблемы – не помеха

Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов после подписания Договора о стратегическом партнерстве (фото ИТАР-ТАСС)
Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов после подписания Договора о стратегическом партнерстве (фото ИТАР-ТАСС)

Между тем, пессимистично настроенные эксперты отмечают две наиболее очевидные проблемы ШОС: слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе ее статуса. Ведь, многие функции ШОС дублируют функции оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС.

С другой стороны, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Но, похоже, региональные противоречия не пугают главных «идеологов» ШОС – Россию и Китай. Более того, ежегодные встречи региональных лидеров рассматриваются, как удобный повод посадить за общий стол непримиримых противников.

Так на нынешний саммит в Астану приглашены в качестве наблюдателей министры иностранных дел Индии и Пакистана. Как считает исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан, «проблемы, существующие между этими странами, не повлияют на конструктивную атмосферу встречи».

Возможно, что в скором времени участников организации станет больше. Первая кандидатура на вступление в ШОС – Иран. Накануне, исполнительный секретарь Чжан Дэгуан затронул и эту тему. «Исполнительный секретариат надеется, что заявки Индии, Ирана и Пакистана на включение их в состав ШОС в качестве наблюдателей будут удовлетворены на саммите», - сообщил он. Видимо, не зря руководители Индии, Пакистана и Ирана уже получили приглашение принять участие в саммите ШОС.

Говоря о присоединении к ШОС новых участников, Чжан Дэгуан подчеркнул, что географическое положение страны не является критерием получения статуса наблюдателя. В настоящий момент статус наблюдателя в ШОС имеет Монголия. Любопытно отметить, что в случае принятия в организацию Индии и Пакистана – стран, обладающих атомным оружием, ШОС превратится в региональный ядерный клуб.