Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
29 июля 2005, 12:42 • Политика

«Лада» - владычица морей

Подводные «черные дыры»

«Лада» -  владычица морей
@ ЦКБ "РУБИН"

Tекст: Геннадий Нечаев

На питерском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки новой дизельной субмарины класса «Лада». По словам заместителя Главкома ВМФ Захаренкова, эти лодки составят основную ударную силу флотов на период до 2025 года. Однако специалисты отмечают, что уникальные неатомные ПЛ четвертого поколения имеют блестящие экспортные перспективы. Возможно, это позволит России в ближайшее десятилетие приступить к строительству надводного океанского флота.

Таким образом, в течение ближайших 10-12 лет (срок, необходимый для постройки серии «Амуров») кораблестроители и Рособоронэкспорт смогут принести казне (при прогнозируемой средней стоимости одной ПЛ в 300 млн. долларов) от 3 до 4,2 млрд. долларов.

Как сообщил замглавкома ВМФ РФ адмирал Михаил Захаренков, участвовавший в церемонии закладки подводной лодки «Кронштадт» на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи», в большей степени подводными лодками проекта 667Э (другое название - «Лада»)будут оснащены стратегически важные Северный и Тихоокеанский флоты. По его словам, строительство неатомных подводных лодок проекта «Лада» для ВМФ России будет вестись до 2025 года.

Авианосцы подождут

«Лада» способна ориентироваться в глубинах как рыба в воде

Однако амбиции военачальников простираются дальше. Адмирал отметил, что «несомненно, будет время, и, в зависимости от возможностей государства, когда и в какие сроки будут средства, - будут строиться авианосцы». Флот России нуждается в авианосцах и в обновлении кораблей средней морской зоны.

Производство дизельных подлодок нового поколения вполне укладывается в концепцию военной доктрины, представленную министром обороны РФ Сергеем Ивановым еще 2 октября 2003 года на расширенном заседании руководства Министерства обороны с участием президента РФ. В той части доклада, где речь шла о флоте, было предложено временно отказаться от строительства океанских кораблей, достраивать лишь атомные подводные крейсера, находящиеся не менее чем в 50% готовности, а основные усилия сосредоточить на модернизации и строительстве флота «средней морской зоны», т.е. кораблей, действующих на удалении до 500 миль от береговых баз. Именно к такому типу относятся новые ПЛ. Тогда же был определен и объем государственного оборонного заказа на 2004 год (строительство новой лодки финансировалось именно из этих средств) - 341,2 млрд. рублей (11,9 млрд. долларов). Из них на нужды флота выделялось около 2 млрд. долларов.

Подводная «Лада»

Субмарина
Субмарина "Лада", она же Klio III
В настоящее время в составе ВМФ РФ уже находится лодка такого типа - «Санкт-Петербург» (бортовой номер С-100). Конструкторы говорили, что она «задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели». За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (класс «Варшавянка», код НАТО – Klio) на Западе назвали «черной дырой в океане».

Так вот на «Ладе» благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса «Варшавянка». Зато сама «Лада» способна ориентироваться в глубинах как рыба в воде. Ее гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны в носовой оконечности, а также выпускную буксируемую антенну. Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами высокоавтоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте.

«Черные дыры» по сходной цене

"Варшавянка" на стапеле
Немаловажен для дальнейшего развития наших ВМС и тот факт, что дизель-электрические ПЛ пониженной шумности – ходовой товар на международном рынке вооружений. Не менее 20 лодок предыдущего поколения (те самые Klio – «Варшавянки») служат в иностранных флотах, десять из них – в ВМС Индии, три в Иране и одна в Китае. В зависимости от начинки каждый корабль(как новый, так уже бывший в эксплуатации) принес казне от 100 до 300 млн. долл. Для сравнения: ПЛ типа Dolphin аналогичного класса но с худшими параметрами, построенные в Голландии для ВМФ Израиля обошлись заказчику в 300 млн. долл. каждая, при этом субмарины поставлялись без вооружения. Примерно в такую же сумму обошлись Египту две новых лодки проекта 209 построенные в Германии.

Основным покупателем новых лодок будет скорее всего не Индия, с которой ведутся переговоры о продаже двух таких ПЛ, а Китай. Как считают эксперты агентства Jane’s Defence, индусы ограничатся российскими запчастями для модернизации своих субмарин.

А вот китайцам в случае конфликта с Тайванем самые новейшие ПЛ будут жизненно необходимы – в противном случае им нечего будет противопоставить 6-му флоту США, который неизбежно окажется втянутым в конфликт. Потребность ВМФ КНР в кораблях такого класса велика - от 10 до 14 единиц, и купить их нигде, кроме как в России, Пекин не сможет – в отношении КНР действует западное эмбарго на поставку вооружений.

Возвращение в океан

Субмарина
Субмарина "Амур"
Таким образом, в течение ближайших 10-12 лет (срок, необходимый для постройки серии «Амуров» для КНР) кораблестроители и Рособоронэкспорт смогут принести казне (при прогнозируемой средней стоимости одной ПЛ в 300 млн. долларов) от 3 до 4,2 млрд. долларов. Примерно столько стоит на сегодняшний день строительство полноценного ударного авианосца, сравнимого по возможностям с американскими кораблями аналогичного класса (увы, ни проданный Индии за 2,5 млрд. долларов модернизированный «Адмирал Горшков», ни «Адмирал Кузнецов» до этого уровня не дотягивают). Тогда и можно подумать о возвращении Андреевского флага на океанские просторы. По крайней мере, как считает главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, «строительство авианосцев – это дело ближайшего десятилетия».

А пока постройка крупных экспортных серий позволит сохранить и конструкторскую школу, и квалифицированные кадры: по данным информированных источников, зарплата лучших рабочих на «Адмиралтейских верфях» уже сейчас составляет около 1000 долларов.

..............