Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
29 декабря 2005, 17:29 • Политика

Узбекистан удаляется от Европы

Узбекистан вышел из прозападного блока ГУУАМ

Узбекистан удаляется от Европы
@ Reuters

Tекст: Николай Зиборов

Президент Узбекистана Ислам Каримов в среду денонсировал ряд соглашений, подписанных ранее в рамках ГУУАМ. Среди этих документов оказались Ялтинская хартия, Меморандум по содействию торговле и транспортировке, Соглашение о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах.

Организация, названная аббревиатурой из первых букв названий государств-участников (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия), была создана в 1997 году как региональное объединение с целью экономического и политического содействия участников.

Впрочем, и без Узбекистана ГУУАМ нельзя было назвать активно функционирующей организацией

С самого начала ГУУАМ стал как бы «государством в государстве» в рамках СНГ – его отличала «прозападная» ориентация – договоренности, достигнутые в рамках ГУУАМ, без промедления были одобрены ОБСЕ. В 2000 году ООН приняла меморандум, в котором оговаривались цели и деятельность нового союза.

Узбекистан вступил в ГУУАМ последним, это произошло в 1999 году. Однако с членством в объединении у Узбекистана почти сразу не задалось. В 2002 году Ташкент де-факто перестал участвовать в мероприятиях организации. Руководителя страны не устраивало изменение курса ГУУАМ. В письме Каримова сказано, в частности, что Узбекистан не устраивают «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности».

Впрочем, и без Узбекистана ГУУАМ нельзя было назвать активно функционирующей организацией. До последнего времени члены ГУУАМ практически не занимались никакой совместной деятельностью. В 2004 году на совещании организации в Крыму присутствовали всего два лидера из номинальных пяти.

ГУУАМ «восстал из мертвых», к каковым его многие причисляли, в 2005 году. 22 апреля в Кишиневе состоялся саммит участников организации, представителей Узбекистана на котором, однако, не было. События саммита подтвердили опасения Москвы, всегда относившейся к ГУУАМ с подозрением. Соглашения, подписанные лидерами ГУУАМ в Кишиневе, предполагали более широкое участие стран-участников в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве, в частности в Приднестровье. Сценарии, предложенные в Кишиневе, нельзя назвать выгодными для Москвы. Так, программа решения приднестровского вопроса предполагала участие в миротворческой операции украинских сил и спецмиссии ОБСЕ.

Кроме того, участники саммита и наблюдатели сделали несколько резких заявлений в адрес союзника России – Белоруссии, выразив опасения, что Белоруссия движется в сторону автократии.

Видимо, именно после саммита в Кишиневе Ислам Каримов принял окончательное решение о выходе из ГУУАМ. «Узбекистан считает необходимым заявить о своем выходе из ГУУАМ в связи с существенным изменением изначально объявленных целей и задач», заявил Каримов летом 2005 года.

Теперь, похоже, у Узбекистана не останется даже воспоминаний о том, что он когда-то был членом организации, которая рассматривалась Москвой как своеобразный «санитарный кордон» вокруг России.

Несколькими росчерками пера Каримов отправил на свалку истории сразу несколько документов, условия которых Ташкент должен был выполнять в составе ГУУАМ. Теперь уже ГУАМ.