Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
13 ноября 2005, 16:59 • Политика

В Киргизии борются с русским

Киргизия может ввести запрет на русский язык

В Киргизии борются с русским
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Объединение неправительственных и политических организаций Киргизии – Штаб по защите государственного языка – выступило за исключение из Конституции положения о государственном статусе русского языка. Кроме этого, штаб намерен потребовать от президента не ставить на государственном уровне вопрос о введении в республике двойного гражданства.

По мнению штаба, уже с января 2006 года президент Киргизии Курманбек Бакиев должен перевести все делопроизводство в стране на киргизский язык. «С принятием официального статуса русского языка киргизский язык еще дальше был отодвинут на задворки, – заявил один из участников первого заседания штаба в четверг в Бишкеке. – Русский язык стал довлеющим языком во всех официальных мероприятиях».

Государственные документы

Даже совещания в республиканском Минздраве проводятся только по-русски

Однако истерика, поднятая «народным собранием, включающим ряд видных представителей науки и культуры», коим объявил себя самочинный кабинет, юридически неправомерна – «великий и могучий» никогда не был в этой стране вторым государственным.

Напомним, киргизский язык был провозглашен единственным в стране государственным языком в 1989 году. Но после этого русскоязычные жители, составлявшие тогда пятую часть населения, стали активно вытесняться с руководящих должностей. В результате за 10 лет их численность сократилась примерно вдвое – с 1 млн. до 400-500 тыс. человек. Кстати, за последние 10-15 лет, по данным статистики, в тех бывших союзных республиках, где отменен государственный статус русского языка, доля русского населения за краткосрочный период снизилась более чем на 10-12%.

Чтобы остановить русскоязычную эмиграцию, наносившую Киргизии ощутимый экономический ущерб, власти пошли на придание русскому языку статуса официального, что было закреплено в 2000 году в специальном законе. Спустя год соответствующие изменения были внесены и в Конституцию Киргизии.

По своему статусу официальный язык (коим является русский) де-юре государственным не является. Однако ситуация сложилась так, что де-факто он приравнен к государственному и может употребляться наряду с ним. Судопроизводство, например, может осуществляться в Киргизии как на государственном, так и на официальном языке. При этом участники уголовных процессов, не владеющие тем или иным языком, должны обеспечиваться переводчиками за государственный счет.

Деловые и государственные документы в Киргизии также составляются на двух языках – киргизском и русском. Все таможенные бумаги – на русском языке. По словам очевидца, даже совещания в республиканском Минздраве проводятся только по-русски.

Политическая воля

По мнению наблюдателей, вопрос об изменении статуса русского языка поднят сейчас потому, что в стране намечается конституционная реформа, призванная урезать полномочия президента, писавшиеся в свое время под Аскара Акаева. К тому же ограничения для русского языка как нельзя лучше соответствуют дальнейшей изоляции Киргизии от России, к чему негласно стремятся многие местные политические кланы.

Однако в последние 10 лет русский язык получил в стране широкое распространение не только на государственном уровне. Конкурс в русскоязычные школы и гимназии в среднем в три-пять раз выше, чем в заведения с местным языком обучения. Высшее образование молодежь также стремиться приобретать отнюдь не на родном. И это понятно, учитывая тот факт, что до трети киргизов трудятся за пределами страны, да и в самой Киргизии уровень подготовки русскоязычных специалистов оценивается намного выше.

Исходя из сложившихся реалий никакой «отмены» статуса официального для русского языка, ставшего де-факто государственным, в Киргизии в ближайшее время ожидать не следует – для этого в стране нет ни соответствующих политических сил, ни политической воли.