Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
29 октября 2005, 09:58 • Политика

Агенты ЦРУ против Белого дома

Агенты ЦРУ против Белого дома
@ REUTERS

Tекст: Николай Гуров

Высокопоставленным чиновникам Белого дома грозят уголовные обвинения по делу о раскрытии имени действующего агента ЦРУ. В частности, в скандале замешаны советник президента США Карл Роув, которого называют «серым кардиналом» и «мозгом Буша», а также глава аппарата вице-президента Льюис Либби. Расследование длилось два года, и его результаты должны объявить в ближайшее время.

Раскрытие имени сотрудника ЦРУ в СМИ является в США федеральным преступлением и наказывается тюремным заключением сроком до десяти лет.

Проводимое расследование призвано показать важность соблюдения законности, невзирая на лица и должности. «Наша страна относится к своим законам очень серьезно», - сказал cпецпрокурор Патрик Фитцжеральд на пресс-конференции в Вашингтоне. По его словам, в США требования закона распространяются в одинаковой степени на всех граждан, «включая высокопоставленных официальных лиц».

Удар для Буша

Имя агента ЦРУ Плейм просочилось в прессу после того, как ее муж Уилсон выступил с критикой действий администрации Буша

Советник президента США Карл Роув может избежать немедленных обвинений, но не дальнейших расследований. Занимающийся этим делом прокурор Патрик Фитцджеральд, снискавший лавры борьбой против мафии в Чикаго, имеет возможность нанести Бушу непоправимый урон, если он предъявит двоим его помощникам уголовные обвинения. В таком случае оба этих человека будут вынуждены покинуть свои посты. И это не лучшим образом скажется на рейтинге Буша, который за последние месяцы достиг рекордно низкого уровня.

Расследование долгое время шло почти незаметно, но в последнее время в Вашингтоне разразилась буря, которая напоминает шумные скандалы прошлых правлений, кончающиеся на «гейт»: Уотергейт, Ирангейт или Моникагейт. Нынешний скандал уже пробуют называть Карлгейтом или Роувгейтом - в честь Карла Роува, ближайшего советника президента Буша и «архитектора» его побед в 2000 и 2004 годах. Роува называют «серым кардиналом», «мозгом Буша» или даже «Распутиным Западного крыла» (имеется в виду та часть Белого дома, где сидит президентский аппарат).

Сторонники Роува заявляют, что дело не вызывает у них особых опасений и что нынешний шквал нападок на него есть лишь попытка оппозиции и либеральных СМИ уязвить Белый дом, сфабриковав очередной «гейт». Страсти накалены до предела. Бывший посол Уилсон замечает, что ему будет в радость, «когда Карла Роува выведут из Белого дома в наручниках». Демократическая фракция конгресса безуспешно попыталась провести резолюцию о лишении Роува секретного доступа, и требует его отставки или увольнения.

Но обличители Роува только входят во вкус. «Вне зависимости от того, имело ли место нарушение закона, - заметил сенатор-демократ Чак Шумер, выдвинувшийся сейчас в главные критики Белого дома, - для меня совершенно очевидно, что нарушены этические нормы, соблюдения которых мы требуем от высокопоставленных чиновников».

Эхо Ирака в Белом доме

Вице-президент США Льюис Либби (фото Reuters)
Вице-президент США Льюис Либби (фото Reuters)

Напомним, что имя агента ЦРУ Валери Плейм просочилось в прессу США в 2003 году, после того как ее муж, посол по особым поручениям Джеймс Уилсон, выступил с критикой действий администрации Буша в Ираке и обвинил Белый дом в фальсификации разведданных о попытках Саддама Хусейна приобрести уран в Африке.

Два года назад известный американский обозреватель Роберт Новак опубликовал статью, в которой утверждал, со ссылкой на двух неназванных сотрудников администрации Буша, что бывший посол Джозеф Уилсон был послан в 2002 году в Африку с секретным заданием по протекции своей жены Валери Плейм, работающей в ЦРУ.

Уилсона отправили в Нигер проверять разведданные, согласно которым Саддам Хусейн пытался приобрести уран в этой африканской стране. Как выяснил впоследствии комитет сената США по разведке, отчет Уилсона о его тайной миссии скорее подтверждал имевшиеся разведданные. Однако 6 июля 2003 года Уилсон напечатал в «Нью-Йорк таймс» статью, в которой обвинял Белый дом в намеренном преувеличении данных об иракском ОМП для того, чтобы обосновать вторжение в Ирак.

14 июля Новак опубликовал свою колонку, в которой упоминалось имя Плейм. Уилсон заявил, что Белый дом нарочно «сливает» имя его жены журналистам с тем, чтобы испортить ее разведывательную карьеру и таким образом расквитаться с ним за критику.

Белый дом с начала скандала полностью отрицал, что Роув и Либби могли быть замешаны в утечке информации. Однако затем представители администрации Буша поменяли свою позицию и ушли в «глухую» оборону. Как напоминает ВВС, раскрытие имени тайного агента при определенных условиях квалифицируется в США как уголовное преступление в соответствии с законом 1982 года «О защите личности сотрудников разведорганов».

Задача оппозиции по свержению «серого кардинала» Белого дома - советника президента Карла Роува - затрудняется тем, что закон 1982 года очень нелегко нарушить. Он призван защищать «тайных агентов», но неясно, насколько подпадала под эту категорию Плейм, работавшая аналитиком в Лэнгли.

В любом случае будет трудно доказать, что Роув знал, что она является «тайным агентом». Кроме того, понести наказание могут лишь те, кто сознательно, систематически и злокозненно рассекречивал секретных сотрудников. Все это объясняет, почему закон применялся всего один раз за 23 года.