Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
25 октября 2005, 20:06 • Политика

Условия для революций

Украине можно помешать вступить в НАТО

Условия для революций
@ www.polity.ru

Tекст: Николай Гуров

Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов в рамках проекта «Медиакратия» провел пресс-конференцию, на которой ответил на вопросы журналистов из разных регионов России. Тема конференции «Оранжевые революции» оказалась довольно бурно встреченной представителями различных СМИ.

«Революционная ротация властей» приводит к дестабилизации стран и целых регионов, утверждает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов: «Все эти технологии используются уже полвека – Латинская Америка, Африка и т.д., и называется это «операция по смене неугодного режима».

Революция несбывшихся ожиданий

Лучшее противоядие от революции – дееспособная и популярная власть

По мнению Никонова, самый яркий пример – переворот в Чили 1973 года. СССР тоже использовал это по всему миру, это абсолютно отработанная, но почему-то забытая у нас технология. По большому счету, происходящее вокруг российских границ можно назвать революциями, поскольку это процессы насильственной смены власти с помощью вывода масс на улицы. Но опыт показывает, что революция не гарантирует реализации более демократической идеи.

В ходе конференции обсудили причины возникновения оранжевых революций, методы противостояния цветным революциям, состояние интеграционных процессов на постсоветском пространстве, отношения бизнеса и власти.

Первый вопрос коснулся новейшей истории России: можно ли считать революцию 1917 года отчасти бархатной, учитывая, что Ленина спонсировала заграница? Ответ Никонова был исчерпывающим и коснулся не только истории – были проведены параллели с ситуацией в современном мире. Как считает политолог, дело не только во внешних влияниях, но и в том, с какими лозунгами революционеры выступают.

По его мнению, сейчас под «оранжевыми» понимают либеральные революции, а большевики проводили революцию скорее антилиберальную. «Впрочем, ни в одних, ни в других революциях большого толка нет. Революции хороши только тогда, когда происходят в чужих странах. Лучшее противоядие от революции – дееспособная и популярная власть. Кроме того, каждая революция – это революция несбывшихся ожиданий. Для власти крайне опасно завышать ожидания, а само по себе закручивание гаек не помогает», - сказал он.

Газетная дуэль

Президент Украины Виктор Ющенко (фото ИТАР-ТАСС)
Президент Украины Виктор Ющенко (фото ИТАР-ТАСС)

Главным на конференции стало обсуждение последних событий в ближнем зарубежье и как эти события могут повлиять на Россию. Вячеслав Никонов отметил, что для организации оранжевой революции нужно несколько условий.

Во-первых, нужен «Кучма», слабый, безвольный глава государства, пользующийся исключительно плохой репутацией. К счастью, в России ситуация обратная. Сегодня популярность Путина наивысшая за все годы его президентства, а в отсутствии воли его трудно заподозрить.

Второе условие – «Ющенко», то есть популярный лидер оппозиции, принадлежащий к либеральному флангу политики. На сегодня самый популярный либеральный политик располагается на девятой строчке рейтинга – это Ирина Хакамада – 0,9%. Никаких других крупных оппозиционных фигур на горизонте не видно. Ходорковский или Касьянов – явно не вариант, по крайней мере пока.

Когда Ющенко уходил с поста премьера, у него уже был президентский рейтинг в районе 20%, а у Кучмы – в районе 10%. Сейчас у Касьянова президентского рейтинга нет, точнее, он находится в пределах статистической погрешности. У него устойчивая репутация человека «семьи» и «олигархата». И в ближайшие годы его ждет скорее газетная дуэль с Хинштейном и Митволем, нежели политическая борьба с Кремлем.

Вероятно, сейчас влиятельные круги в США собираются делать ставку именно на Касьянова, но они в свете последних событий могут передумать. А потом, в России уже была оранжевая революция – в 1991 году, и люди еще не забыли ее результат. Поэтому вероятность оранжевой революции в России крайне мала, прогнозирует Никонов.

Гладкие, но напряженные

Президент РФ Владимир Путин (фото ИТАР-ТАСС)
Президент РФ Владимир Путин (фото ИТАР-ТАСС)

Интересным показался ответ Никонова на вопрос по поводу дальнейших отношений Москвы и Киева. Политолог считает, что за позиции России на Украине еще можно побороться. И вступление Украины в НАТО крайне болезненно сказалось бы на дальнейших взаимоотношениях. Хотя такое развитие событий еще можно предотвратить.

На пути к членству в НАТО лежит украинская конституция, фиксирующая безблоковый статус Украины. Поэтому для вступления в Северо-Атлантический блок «оранжевым» необходимо изменить конституцию, а это можно сделать, только если у них будет абсолютное большинство в будущем парламенте. Следовательно, нужно попробовать помешать созданию такого большинства.

А вот личные отношения между Путиным и Ющенко будут внешне гладкими, но внутренне очень напряженными, а о едином экономическом пространстве с этой администрацией придется забыть, считает Никонов. Киев хочет иметь зону свободной торговли без таможенного союза, но на это ни одно нормальное государство не пойдет.

Что касается прогнозов по поводу новых революций в странах СНГ, Вячеслав Никонов отметил, что наиболее опасная ситуация складывается в Азербайджане, Армении, Узбекистане, Таджикистане. В Грузии и на Украине правящие элиты чему-то уже научились, сделали для себя правильные выводы, но гарантий неповторения «оранжевых» сценариев нет нигде. Одновременно сильно нарастает недовольство властью в постреволюционных странах, о чем свидетельствуют падающие вниз рейтинги Ющенко, Саакашвили и Бакиева, подытожил Никонов.

..............