Украинский крест

@ facebook.com/olesya.klintsova

27 июля 2016, 22:19 Мнение

Украинский крест

Можно ли было 7 лет назад представить, что какая-то группа людей сможет вот так запросто перекрывать движение верующим, угрожать священникам, обещать сжечь автобус, если его водитель повезет людей на молитву в Киев?

Олеся Клинцова

журналист

7 лет назад в этот же день я стояла на Владимирской горке в Киеве. Тогда тоже был молебен, паломники, крестный ход, охрана и даже националисты с плакатами.

Это был первый пастырский визит патриарха Кирилла на Украину. Его называли историческим, потому что многие годы на эту землю не приезжал архипастырь. Президентом тогда был Ющенко, люди с черно-красными флагами и мегафонным криком «геть московського попа» выглядели как группка молоденьких маргиналов.

И тогда милиция охраняла их от верующих, а не наоборот, потому что хоть и богомолье, но я отчетливо помню, как сжимались кулаки у крепких бородатых мужиков.

В этот день начинался визит патриарха и мое личное паломничество в 10 дней и полторы тысячи километров. Сбор в Киеве. Потом Святогорск. Херсонес. Почаев. Если соединить эти точки на карте Украины, получится символичный крест.

И вот сегодня тысячи людей – а это ведь наверняка одни и те же люди – собрались в Киеве, чтобы обозначить конец длинного пути с запада и с востока. Все те же полторы тысячи километров, только они прошли их пешком.

Все эти 25 дней я жалею, что меня нет рядом с этими людьми. В другие времена это был бы загнанный оператор и гигабайты видео, которое пришлось бы две недели просматривать для того, чтобы сделать документальный фильм.

Но можно ли было 7 лет назад представить, что какая-то группа людей сможет вот так запросто перекрывать движение верующим, угрожать священникам, обещать сжечь автобус, если его водитель повезет людей на молитву в Киев?

Радикалы семилетней давности выросли в убийц. И их можно было увидеть еще в зародыше. Мы говорили об этом раньше, и нам не верили. Когда мне батюшка в Почаеве рассказывал, как «отжимают» храм, аргументируя свои действия топором, это казалось запредельным. Не-воз-мож-ным.

Теперь мы знаем, что все возможно. У них есть власть, сила и наглость. У нас есть только вера. И даже одно только это сильнее их всех.

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Эти строки из Евангелия от Иоанна читали 7 лет назад во время молебна на Владимирской горке в день Крещения Руси.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Эти – уже сегодня, место действия то же.  

Почему сегодня про любовь? Потому что вопрос «как… как (их) любить?», наверное, задает себе каждый, кого можно отнести к своим. Каждый ищет внутренний ответ и, надеюсь, находит.

Въезд на Украину патриарху Кириллу запретили два года назад. Это было решение вопроса в классическом стиле: нет человека – нет проблемы.

Но он есть. И в торжественной монастырской литургии с двумя хорами и десятком священников, и на молебне в маленькой церквушке, где в хоре поют три бабушки и молодая матушка-регент, и в домашних поминаниях-листиках, вложенных между страничками молитвослова…

Он в тысячах людей, которые пришли сегодня в Киев и пронесли по Украине крест.

..............