Ликвидируем вуз – потеряем регион

@ onf.ru

12 мая 2016, 11:32 Мнение

Ликвидируем вуз – потеряем регион

Большинство выпускников школ из Иркутской области настроено поступать в мегаполисы. Идет мощный отток молодежи. В скором времени мы можем лишиться крупных образовательных центров в Сибири и других регионах.

Николай Николаев

руководитель центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ

Сегодня в нашей стране полным ходом идет процесс оптимизации высшего образования. Он проводится в соответствии с поручением президента России и должен решить глобальную задачу – заметно повысить эффективность работы образовательных учреждений.

Целесообразность реорганизации того или иного вуза отошла на второй план

Вместе с тем исполнители этого поручения нередко трактуют его исключительно в плоскости сокращения кадрового состава, уменьшения затрат на содержание штата и имущества учебных заведений. К сожалению, в большинстве случаев то, как эти меры повлияют на эффективность образовательных учреждений, на качество оказываемых ими услуг, и то, отражает ли это интересы граждан, не учитывается.

Таким образом, чиновники часто подходят к оптимизации высшей школы механически, не задумываясь об отдаленных последствиях. В погоне за цифрами они забывают о том, что в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально, учитывать ситуацию в контексте местных социальных, экономических и иных факторов. Ведь вуз – это без преувеличения будущее отдельно взятого города, а от судьбы региональных вузов зависит развитие областного центра, да и субъекта в целом.

Но реформа Минобразования приобрела у нас причудливые и даже извращенные очертания. Целесообразность реорганизации того или иного вуза отошла на второй план. На первый вышла способность их руководства лоббировать собственные интересы перед Москвой и умение, как любят у нас говорить, «вовремя подсуетиться» и оказаться в нужное время в нужном месте.

К чему это приводит, я смог убедиться буквально на днях, работая в Иркутской области. Иркутск всегда считался образовательным центром Сибири. Местный университет основан в 1918 году при активном участии Александра Колчака, горный институт (сейчас это Иркутский национальный технический университет) и сельскохозяйственный университет – в 20-30-е годы прошлого века.

К 90-м годам в городе было около десятка крепких вузов, сюда ехали поступать со всего Зауралья, и оказаться студентом иркутского университета или «Политеха» было крайне престижно. Система высшего образования города выглядела настолько незыблемой, что, казалось, она должна существовать вечно. Однако нет.

Сейчас в городе, по сути, нет ни одного вуза, который мог бы с уверенностью смотреть в будущее. Лингвистический университет – бывший институт иностранных языков, который в городе по традиции так и называют – «Иняз», несколько лет назад неожиданно стал филиалом Московского лингвистического университета.

В этом году он подвергся жесткому секвестру: было не аттестовано 13 специальностей из 20. Студентам и преподавателям предложили перевестись в другие вузы. На этой почве возник публичный конфликт между Иркутским государственным университетом и Байкальским государственным университетом – вузы обвиняли друг друга в «переманивании студентов» и некорректном поведении.

При этом сами ИГУ и БГУ не могут чувствовать себя спокойно: идет процесс формирования опорных вузов, первый этап иркутская высшая школа уже пропустила, какие будут условия на втором этапе – неизвестно. Есть определенная вероятность, что опорный вуз в Иркутске так и не будет создан, что повлечет за собой снижение статуса высших учебных заведений.

БГУ, который в свое время открыл филиалы чуть ли не во всех крупных городах региона, в том числе и в Якутске, сейчас их старается закрыть. Недавно в регионе шла настоящая битва за Усть-Илимский филиал. Студентам сказали: переводитесь в Братск (где тоже работает филиал) или в Иркутск. При этом до Братска 400 километров, до Иркутска – 1000. Понятно, что если студенты уедут, то они обратно уже, скорее всего, не вернутся. При помощи депутатов местной думы и законодательного собрания филиал отстояли. Но надолго ли?

В Аграрном университете, который уже почти сто лет готовит специалистов для сельского хозяйства региона, вот уже несколько месяцев не выдают зарплату, в корпусах и общежитиях отключают свет. Появилась информация, что финансирование на этот год снижено на треть. В университете царит тревожное настроение.

Похожая ситуация складывается и в Усть-Куте: здесь закрывается единственный вуз – Усть-Кутский институт водного транспорта (УИВТ), который является филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта» (СГУВТ). Переход на подушевое финансирование вынуждает руководство учебного заведения сокращать штат, в т.ч. технический персонал. Но в итоге регион может остаться без профильных специалистов, что серьезно ударит по функционалу флота СибФО.

В целом по региону картина следующая: большинство выпускников школ из Иркутской области настроено поступать в другие города – в основном, конечно, в Новосибирск, Красноярск, а также в Москву и Санкт-Петербург. Идет мощный отток молодежи. Что будет, если мы в скором времени лишимся крупного образовательного центра в Сибири? Мы получим еще одну территорию, полностью ориентированную на эксплуатацию собственной сырьевой базы – и ничего более? Как это соотносится со стратегическими планами развития страны? Вопрос, конечно, риторический…

При этом я регулярно получаю аналогичные сигналы и из других регионов, где положение дел ничуть не лучше. Я убежден, что положительное разрешение ситуации с высшим образованием невозможно без активной и принципиальной позиции региональной власти.

В сложившихся условиях необходимо срочно наладить продуктивный диалог между регионом и Министерством образования РФ, только в таком случае мы сможем рассчитывать на конструктивные изменения и в Иркутской области, и в других регионах. Надо срочно принимать меры, в противном случае в «гонке» за «оптимизацией» мы можем просто потерять высшее образование.

..............