Сирийскую гражданскую войну ждет новый виток

@ кадр из видео

21 апреля 2016, 15:30 Мнение

Сирийскую гражданскую войну ждет новый виток

Сирийский Курдистан сейчас находится в сложной ситуации: либо внутренний конфликт между марксистами и барзанистами, либо война с Асадом. И к этому развитию событий будут активно подталкивать внешние силы.

Игорь Димитриев Игорь Димитриев

политический консультант

В городе Камышлы в Сирийском Курдистане начались столкновения между отрядами курдской самообороны и правительственными частями. Если конфликт не потухнет, то сирийскую гражданскую войну ждет новый виток.

Иракский Курдистан стал фактически первым независимым курдским государством, однако проамериканским и протурецким

Камышлы – крупный город на северо-востоке Сирии, в мухафазе аль-Хасака – на карте клин между Турцией и Ираком. Большинство населения там составляют курды. Всего их в стране 2,5 миллиона, и они компактно расселены на севере, вдоль границы с Турцией.

В целом курды, как известно, по странной интриге английских дипломатов разделены на четыре части: Сирийский и Иракский Курдистан, значительная часть Турции и несколько провинций в Иране. Везде их не признают и культурной автономии не предоставляют.

Курды с этнографической точки зрения неоднородны, они делятся по племенному и лингвистическому принципу. Большая часть турецких и сирийских говорят на курманджи, а иракские и иранские – преимущественно на сорани. Языки отличаются сильно. И это важно в том числе и по части медиапропаганды. 

У сирийских курдов тоже не было оснований особо любить власть: в соответствии с идеологией арабского национализма здесь проходила политика ассимиляции, может, и без актов геноцида, как в случае с Саддамом, но тоже неприятно. В школах только арабский, имена только арабские, многих курдов считали беженцами из Турции и паспорта не выдавали.

С началом гражданской войны они выступили против Асада, но потом отстранились и от повстанцев. Их отряды YPG очень хорошо показали себя в боях с исламистами и фактически стали третьей силой в конфликте.

На территории расселения курдов были созданы три «кантона»: Джазира, Кобани и Африн, объединяемые под названием Рожава («Запад» на курдском). В Джазире осталось два района, которые занимают правительственные войска – аль-Камышли и аль-Хасака, но уживались они там друг с другом мирно.

Наиболее влиятельная сила в Рожаве – партия «Демократический союз» (PYD), связанная со знаменитой Рабочей партией Курдистана (PKK). Основатель партии Абдулла Оджалан сидит в турецкой тюрьме, а саму организацию Турция считает террористической. Идеология RKK и PYD – интересное сочетание марксистской теории и национально-освободительной практики. Отряды YPG и YPJ – это боевое крыло Демократического союза.

Но внутри региона марксисты не обладают всей полнотой власти. Правительство Рожавы было сформировано в 2012 году в Эрбиле – столице Иракского Курдистана, и половину мест в нем занимают представители Курдского национального совета. И это самое интересное.

Национальный совет создан по инициативе главы Иракского Курдистана Масуда Барзани. Масуд – сын лидера национально-освободительного движения курдов в Ираке и Иране в прошлом веке Мустафы Барзани. Клан Барзани много лет маневрировал между центрами силы и в семидесятых тесно завязался с американцами. Именно поддержка США обеспечила создание фактически независимого Курдистана после американской интервенции в Ирак.

Но в итоге внутри курдского союза произошел раскол. В то время как турецкие курды во главе с Рабочей партией Курдистана много лет рубятся с турками, Барзани заключает союз с американцами – союзниками Турции по НАТО, а потом направляет нефтяной транзит через Турцию.

Дело в том, что курды контролируют значительную часть иракских месторождений нефти, но не имеют выхода к морю. Но чтоб Багдад не смог заблокировать поставки, Барзани договорился о сухопутном маршруте с Эрдоганом.

На этом Иракский Курдистан очень поднялся. Эрбиль – современный город, пешмерга – хорошо экипированная и оснащенная армия, несколько современных телеканалов, университеты, и главное – Иракский Курдистан стал фактически первым независимым курдским государством.

Но государством проамериканским и протурецким. И в то время как турецкие курды много десятилетий воспринимают турков как главных врагов, Сирийский Курдистан является базой для партизанских отрядов в Турции.

Но теперь и американцы через клан Барзани могут контролировать процессы в Большом Курдистане. Как это и произошло в Рожаве. Через структуры Барзани американцы поставляли оружие, регулярно вбрасывали в СМИ информацию о том, что курдская самооборона присоединилась к отрядам оппозиции, и явно подталкивали Рожаву к войне с Дамаском.

В самом начале сирийской гражданской войны Эрбиль создает будущее правительство и половину его оставляет за своим Курдским национальным советом. Все эти годы две группировки боролись между собой. Национальный совет обвинял марксистский PYD в поддержке режима Асада, а отряды YPG – в репрессивных действиях и нападениях на национальные меньшинства. А сам Барзани, так же как и турки, обвиняет YPG в терроризме.

Боевые командиры YPG к американской поддержке относятся очень осторожно и предпочли бы российское оружие. Но Москва поддерживает Асада и не может явно делать ставку на курдских сепаратистов. Таким образом, Рожава вынужденно дрейфует в сторону Иракского Курдистана, а это воспринимается многими как предательство партизанского движения РПК на турецкой территории.

И теперь Сирийский Курдистан находится в сложной ситуации: либо внутренний конфликт между марксистами и барзанистами, либо война с Асадом. И к этому будут активно подталкивать.

Наверняка будут резкие заявления об отделении от Сирии или, наоборот, о ликвидации автономии со стороны Дамаска, стычки между самообороной и сирийской армией, а может, провокации в отношении национальных меньшинств. И если Рожаву и Дамаск удастся столкнуть, это сведет на нет все успехи Сирийской арабской армии последних месяцев.

Источник: Блог Игоря Димитриева

..............