Россия должна наращивать зарубежные активы
1 апреля 2016, 13:30 Мнение

Россия должна наращивать зарубежные активы

Намерения китайских инвесторов и противодействие им со стороны СЩА показывают России хорошие примеры того, как можно и интеграцию в мировую экономику усиливать, покупая зарубежные активы, и при продаже активов иностранным инвесторам свои интересы защищать.

Дмитрий Афонин

генеральный директор коммуникационного агентства «Камертон»

Намерение китайской компании ChemChina купить швейцарского агрогиганта Syngenta и противодействие со стороны США, серьезно обеспокоенных по поводу своей продовольственной безопасности, показывают России хорошие примеры того, как можно и интеграцию в мировую экономику усиливать, покупая зарубежные активы, и при продаже активов иностранным инвесторам свои интересы защищать.

Процесс интеграции в мировую экономику будет эффективнее, если он будет симметричным

Одной из ведущих тем в мировых СМИ становится предложение о приобретении швейцарской компании Syngenta китайской ChemChina. Цена вопроса – 43 млрд долларов. Эта сделка, как и ряд других приобретений китайских компаний в США, была в штыки воспринята американскими властями. Комитет по иностранным инвестициям обдумывает, насколько она может навредить американским интересам.

Syngenta – один из старейших основных игроков на мировом рынке удобрений и семян, обладающий различными передовыми технологиями, в том числе для выращивания генномодифицированной продукции. Примечательно, что США является для швейцарской компании важным рынком, при этом далеко не единственным. Компания, кстати, работает и в России.

Очень настороженно США воспринимали и ряд других приобретений китайских инвесторов, которые приобретают уже лавинообразный характер. Объем трансграничных сделок Китая в прошлом году побил рекорды, достигнув, по данным Thomson Reuters, 162 млрд долларов, что на 61% больше, чем в 2014 году. Из них инвестиции за пределами страны составляют львиную долю – 112,7 млрд долларов.

#{smallinfographicright=780448}Характерно, что многие китайские компании и фонды являются государственными или близки к госструктурам. Приобретения совершаются в рамках национальной стратегии и являются последовательными. Значительная часть сделок направлена на технологический, машиностроительный и другие сектора.

Например, реализуя стратегию по построению национального производства чипов и уменьшению зависимости от иностранных технологий, китайская государственная компания Tsinghua Unisplendour скупает зарубежные активы и в этой отрасли. 

Среди других недавних сделок – покупка всемирно известной итальянской Pirelli, немецкой машиностроительной компании KraussMaffei, подразделения бытовой техники американской General Electric, глобальной сети отелей Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. Китайские инвесторы владеют AMC Entertainment и собираются приобрести Carmike Cinemas, что даст им контроль над крупнейшей сетью кинотеатров в США. 

Симметричные инвестиции как путь эффективной интеграции России в мировую экономику

Какова же политика российских компаний? Пока мы в основном привлекаем инвесторов к себе, чтобы те поделились с нами своими технологиями. Однако в этих случаях иностранные компании и сбывают свою продукцию здесь же.

Конечно, для развивающихся стран характерно то, что трансграничные слияния и поглощения больше происходят на их территории, как изначально было со всеми странами БРИК. Но со временем развивающиеся страны могут и должны приходить на территорию развитых стран, как делает Китай.

Процесс интеграции в мировую экономику будет эффективнее, если он будет симметричным, если капитал будет двигаться в обе стороны. Тогда будет легче выходить на новые зарубежные рынки и этот процесс будет быстрее. Причем важны приобретения не столько в сырьевых отраслях, сколько в обрабатывающих производствах, ИТ и других наукоемких сферах. 

Надо отметить, что российские капиталы частных компаний, фондов прямых инвестиций присутствуют на мировой арене, и весьма успешно, в том числе LetterOne, DST Global, ru-Net, iTech Capital и ряд других. Но это частные инвестиции, как правило, не имеющие стратегической важности для государства. Да у них и нет такой задачи. Государственные же структуры, такие как Ростехнологии, Роснано и другие, реализуют важные масштабные задачи, в том числе работая с зарубежными компаниями, но пока в основном на нашей территории. 

Из глобальных сделок показательна неудавшаяся попытка по приобретению Сбербанком автомобильной марки Opel в 2009 году. Да, нам отказали, да, мы не получили новые технологии. Но General Motors отказал не только российскому банку, но и немецкой Volkswagen. Вопрос в том, что с российской стороны попыток купить сильные активы такого уровня было немного. 

Но и Китаю приходится в США несладко, и каждый актив достается с большим трудом. Китайские компании в США часто воспринимали враждебно, еще со времен начала размещения китайских акций на американских фондовых биржах. Нередко их сопровождали негативными информационными кампаниями, чинили препятствия на законодательном уровне.

Но тем не менее китайские инвесторы, в том числе с государственными средствами, упорно идут к своей цели и отстаивают свои национальные интересы на международном рынке, год от года наращивая зарубежные активы. Кстати, недаром самой популярной в Китае игрой является настольная игра го, где главная задача захватить как можно больше территории соперника. 2016 год обещает также стать рекордным по их приобретениям за рубежом.

 

..............