Что сделано и что еще предстоит сделать в Крыму

@ из личного архива

16 марта 2016, 20:30 Мнение

Что сделано и что еще предстоит сделать в Крыму

Череда торжественных мероприятий, посвященных годовщине вхождения Крыма в состав России, может затмить собой реальные итоги «русской весны». Пафос вокруг возвращения пока еще перевешивает конкретные успехи. Но они, тем не менее, есть.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Вторая весна, которую Крым в этом году встречает в статусе российской территории, неизбежно наводит на размышления о том, что же изменилось в жизни полуострова и крымчан за два года, прошедшие с момента присоединения.

Крым до сих пор находится в состоянии переходного периода, со всеми вытекающими последствиями

Череда торжественных и праздничных мероприятий, посвященных второй годовщине вхождения Крыма в состав России, к сожалению, может затмить собой пусть скромные, но реальные итоги «русской весны» и те ее результаты, которые уже видны. Пафос вокруг возвращения Крыма пока еще перевешивает конкретные успехи. Но они, тем не менее, есть.

Надо понимать, что Крым – это в первую очередь база Черноморского флота России. И решение о присоединении Крыма было продиктовано в первую очередь стратегическим значением полуострова.

Поэтому в первую очередь усилия были направлены на укрепление там российского военного присутствия. Без выполнения этой задачи было бы невозможно гарантировать развитие Крыма в составе России и безопасность жителей полуострова.

Базирующийся в Крыму российский флот за два года получил два малых ракетных корабля проекта 21631 («Серпухов» и «Зеленый Дол»), а также подлодки новой постройки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». Еще две подлодки («Старый Оскол» и «Краснодар») в данный момент проходят испытания на Северном флоте, всего таких субмарин на ЧФ будет шесть.

Накануне второй годовщины воссоединения Крыма с Россией Министерству обороны официально был передан головной фрегат «Адмирал Григорович», который в настоящее время проходит испытание на Балтике и скоро отправится к месту службы – в 30-ю дивизию надводных кораблей в Севастополе. Всего Минобороны заказало шесть фрегатов этого типа для Черноморского флота. Еще два корабля будут направлены в Крым до конца 2016 года.

#{smallinfographicright=757822}ПВО Крыма усилили двумя зенитными ракетными полками, оснащенными системами С-300ПМ. Полкам ПВО, базирующимся в Севастополе и Феодосии, переданы на вооружение зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».

Если подводить сухой итог в этой части проделанной Россией работы, то это более чем убедительно уже сделали американские военные, которые признали, что Россия создала в Крыму «зоны блокированного доступа». Фактически это означает, что за два прошедших года в Крыму практически с нуля была создана мощная группировка ударных и оборонительных вооружений, способных в комплексе держать на расстоянии от периметра района морские, воздушные и наземные силы потенциального противника.

Самым слабым местом Крыма и проблемой, которая до сих пор не решена, является гражданская инфраструктура. За два года в составе России были отремонтированы около 400 километров межрегиональных и муниципальных дорог. Учитывая то, что протяженность дорог общего пользования республики составляет больше 6000 километров, это капля в море. Но нужно учитывать, что за время нахождения в составе Украины дорожным строительством в Крыму начали заниматься только при Януковиче, и то в очень скромных масштабах.

Рассчитывать на то, что весь объем необходимых работ по восстановлению старых и строительству новых дорог будет осуществлен в короткие сроки, не приходится. За годы украинского «гражданства» была полностью убита и техническая, и кадровая база.

Поэтому в прошлом году крымские дорожники даже не смогли освоить все выделенные им федеральным центром средства на ремонт. Однако уже в начале 2016 года на полуострове запланировано начало строительства новой скоростной трассы Керчь – Севастополь, которая фактически свяжет все основные населенные пункты.

Одной из самых острых проблем Крыма всегда было снабжение водой. С момента, когда Украина в 2014 году перекрыла Северо-Крымский канал, вопрос водоснабжения перешел в разряд критических. В 2015 году на полуострове началось строительство новых водоводов и водохранилищ. На решение этой проблемы уже израсходовано 6 миллиардов рублей.   

Всего в рамках ФЦП по развитию Крыма на 2015-2020 годы на создание новой системы водоснабжения Крыма будет направлено около 65 миллиардов рублей по трем основным направлениям: орошение, жилищно-коммунальное хозяйство и водообеспечение. Можно, конечно, считать это «благими намерениями». Но в результате уже проделанной работы дефицит пресной воды в настоящее время имеется только в сельском хозяйстве в летний период.

Практически аналогичная ситуация и с энергообеспечением полуострова. Крым по-прежнему испытывает дефицит с электроэнергией. Полуостров был полностью обесточен в ноябре 2015 года, когда в результате подрыва опор вышли из строя все линии электропередачи, идущие с Украины. Но сейчас можно уверенно говорить, что энергоблокада, объявленная Украиной, провалилась.

Ситуация улучшилась с запуском 2 декабря первой нитки энергомоста из Краснодарского края, а ввод 15 декабря второй нитки увеличил его мощность до 400 МВт. Сейчас полуостров подключен к Большой земле тремя энергонитками, четвертая вступит в строй к началу мая. Ввод еще двух ниток энергомоста суммарно такой же мощности позволит сделать Крым независимым от украинской электроэнергии.

Понятно, что в условиях разрухи (а за время украинского «владычества» Крым пришел в состояние полного упадка по сравнению с тем, что он представлял собой при СССР) никакие позитивные изменения не будут достаточными. Но мы говорим всего лишь о двух годах жизни полуострова в новом качестве. И эти два года прошли в условиях чрезвычайной ситуации. Поэтому результаты, какими бы «скромными» они ни казались, являются важным шагом вперед. А они (результаты) есть. За два года, прошедшие с момента референдума, в Крыму полностью переоборудованы и капитально отремонтированы более 20 больниц. Впервые за постсоветские годы возобновилось строительство детских садов, очередь в которые на сегодняшний день (по разным оценкам) составляет от 12 до 15 тысяч человек.

Нерешенных проблем в Крыму на сегодняшний день, безусловно, больше, чем решенных. Из числа самых болезненных – высокие по сравнению с Россией и Украиной цены на продукты питания и товары массового потребления; бюрократическая неразбериха, связанная с получением документов и перерегистрацией прав собственности на транспорт и другое имущество; проблема возврата долгов, которые по дешевке перекупили у украинских кредитных организаций российские банки; разворовывание средств, выделяемых из федерального бюджета на строительство инфраструктуры; неэффективность чиновников (как местных, так и «присланных» Москвой).

Объективно говоря, за два года в составе России оптимизм крымчан сильно поубавился по сравнению с той эйфорией и завышенными ожиданиями, которые царили накануне и в первое время после референдума о присоединении.

Если отбросить патриотическую риторику и патетические слова об исторической значимости возвращения Крыма, то нужно признать, что Крым до сих пор находится в состоянии переходного периода, со всеми вытекающими последствиями.

Речь идет не только о том, что жители Крыма и местные чиновники по-прежнему живут в принятой во времена Украины системе координат. Речь идет о переходе от благих ожиданий к новой реальности, в которой придется не только решать имеющиеся старые проблемы, но и преодолевать новые.

Слово «ассимиляция», возможно, не вполне уместно в данном контексте, но, по сути, главная задача, стоящая перед Россией и властью, состоит в том, чтобы создать условия для принятия жителями Крыма не только российского гражданства, но и российских реалий (экономических, политических, ментальных), и чтобы они сами включились в работу по формированию той повестки и той среды, в которой предстоит жить им и их детям.

..............