Эти люди вновь собрались в своем тесном кругу

@ facebook.com/zaharprilepin

18 сентября 2015, 11:38 Мнение

Эти люди вновь собрались в своем тесном кругу

Обнаружил трогательную переписку группы интеллигенции во главе с Наталией Громовой и Леонидом Бахновым по поводу моей недавней записи про Серебряный век и проклятую советскую власть.

Захар Прилепин Захар Прилепин

писатель, председатель партии «За правду»

Обнаружил трогательную переписку группы интеллигенции во главе с Наталией Громовой и Леонидом Бахновым по поводу моей недавней записи про Серебряный век и проклятую советскую власть, которая запечатала Серебряный век семью печатями.

Они искренне убеждены, что только они знают о советском ханжестве

Краткое содержание обсуждения: тоска! Какая тоска! Боже мой, какая тоска! Прилепин даже не Рифеншталь! Прилепина не будет! Прилепина вообще нет! Прилепин не жил при советской власти! Что он может знать об этом! (Они-то, вестимо, жили всегда).

Самое-самое трогательное во всей этой переписке – неистовство Леонида Бахнова, очень приятного человека, работающего в журнале «Дружба народов».

То есть, еще раз повторю, человек работает в журнале, который теперь выгнали изо всех помещений, который новейшая власть унизила, растоптала и выплюнула, у которого осталось триста или там шестьсот пятьдесят семь читателей – вместо высокого статуса, некоторых возможностей, больших помещений и доброго миллиона читателей, которых журнал имел при той ужасной власти.

Издавая, к тому же, своим многотысячным тиражом, в числе прочего и Серебряный век, «запечатанный семью печатями».

Но он жизнь положит за свою нынешнюю правоту, уже положил, вопреки всему. И никогда с ней не расстанется.

Я люблю в этих людях их религиозную убежденность, их непрестанное, непобедимое знание о том, как было, их способность не замечать дурное (впрочем, в других случаях, помнить только дурное), их высокие голоса, их усталые глаза, их влюбленность в литературу, наконец.

И даже то, с какой брезгливостью Наталия Громова вдруг, нежданно, вспоминает про «рыцарей ДНР и ЛНР» в контексте разговора, где о них даже речи не шло, я тоже люблю.

А то, что я не Рифеншталь, так даже и спасибо.

Они искренне убеждены, что только они знают о советском ханжестве, о цензуре, о запретах, о всей этой мучительной и порой страшной круговерти.

Верней, знанием об этой круговерти они подменяют любой разговор, даже осознавая, что их легко можно поймать за руку на очередном вскрике.

Вот там пишут, что Ахматова была недоступна и кто-то видел ее книжки лишь однажды в запертом шкафу библиотеки.

И тут же создается идеологически верное ощущение, что Ахматова была запечатана семью печатями. 

Но вот мы делаем пару легких движений и выкладываем справочку о советских изданиях Ахматовой – далеко не всех, друзья, далеко не всех.

Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. – М.: Художественная литература, 1974.

Ахматова А. Стихи и проза./ Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. – Л.: Лениздат, 1977. – 616 с.

Ахматова А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. – Л.: Совписатель, 1976. – 558 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)

Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. – М.: Сов. Россия, 1977. – 528 с. (Поэтическая Россия)

И, делая нехитрые подсчеты, вдруг сможем выяснить, что за десять лет советской власти совокупный тираж изданных книг Ахматовой был, скажем, выше, чем за последние десять лет. А то, что книги Ахматовой тогда рвали из рук – так в том большевики не виноваты. Ну, то есть, они, напротив, в этом как раз виноваты.

Я ведь не хочу сказать при этом, что советская власть была хорошей. Нет, она очень часто была плохой, тупой, гадкой, лживой и, к тому же, издавала далеко не всю Ахматову (впрочем, и нынче издают, скажем, далеко не всего Бродского – и вообще никого «всего» не издают). Я просто привожу цифры.

А теперь мы ждем еще сутки, чтобы эти люди вновь собрались в своем тесном кругу – Ирина Лукьянова там, поэт Алексей Кубрик, дядя Леша Бахнов – и, вздымая очи, хором пропели: Боже мой, какая тоска! Какая дикость!

...да, еще вспомнил, что Леонид Бахнов сетует, как он «торил мне дорогу».
Спасибо, Леонид, я помню вашу доброту, кроме шуток.

Но вы бы ее заторили тогда уж, раз расторили когда-то.

Источник: Блог Захара Прилепина

..............