Люди устали от «больших» социальных сетей

@ из личного архива

21 июля 2015, 16:30 Мнение

Люди устали от «больших» социальных сетей

Практически у каждого пользователя в интернете есть аккаунты в нескольких социальных сетях. Есть сети просто для общения, есть «для работы», теперь, видимо, будут и «для вероисповедания». Как, например, новая сеть Facegloria.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

В Бразилии появилась своя социальная сеть Facegloria. Это христианское сообщество с солидным «стоп-листом» в 600 слов, с недопустимостью распространения контента, содержащего насилие, эротику и ЛГБТ-тематику. Вместо пресловутого Like пользователи сети ставят «Аминь».

Мы будем наблюдать «второй большой исход юзеров

Один из разработчиков, Атилла Баррос, отметил, что в «Фейсбуке» слишком много насилия и порнографии, от которых создатели новой социальной сети попросту устали. И поэтому они решили создать свою интернет-площадку, где люди смогут «говорить о Боге, любви и распространять Его слово».

Создание неких локальных, закрытых сообществ по тому или иному тематическому признаку – не новая тенденция в мировой паутине. Если говорить о религиозных социальных сетях, то уже несколько лет функционирует проект Ummaland, сообщество мусульман, которое насчитывает более трехсот тысяч пользователей.

Есть многочисленные сети, посвященные медицине, психологии, трудоустройству и прочим, самым разным отраслям жизни человека. И, кажется, чем дальше, тем больше этих сетей возникает по самым разным вопросам и с самыми разными правилами.

Отличие Facegloria – во взрывном росте количества пользователей. За месяц сеть набрала около сотни тысяч участников. В планах у создателей за два года довести количество участников до десяти миллионов. И если темпы первого месяца сохранятся, то все вполне реально.

Вопрос в том, почему такой прирост. Видимо, здесь играют роль несколько факторов, первым из которых является практически поголовное христианство Латинской Америки. Со своими, конечно, издержками, но тем не менее католиков там, наверное, побольше, чем в Европе.

С другой стороны, у пользователей, безотносительно их вероисповедания, давно заметна некоторая усталость от огромного и часто ненужного им контента «больших» социальных сетей.

Плюс скандальные истории с Facebook*, нечеткие правила, какие-то судебные разбирательства по поводу копирайта, бан за использование тех или иных терминов и жаргонизмов – все это накладывает определенный отпечаток. Для российского сегмента последним таким сюжетом была эпопея с волной блокирования пользователей за слово «хохол». Даже в цитатах русской классики.

Та же Facegloria в этом отношении, может быть, и строже. Но однозначнее. Это сеть про христиан и для христиан. Пока, судя по всему, для христиан католического вероисповедания. Что также служит дополнительным объединяющим фактором.

Станет ли новая сеть полноценным конкурентом «Фейсбуку»? Пожалуй, нет. Сама по себе она узкоспециализированна и своеобразна тематически. Но если рассматривать ее не как отдельное, уникальное явление, а как прецедент определенного тренда, который развивается уже несколько лет, то выводы могут быть самые неоднозначные.

По большому счету сейчас практически у каждого пользователя есть аккаунты в нескольких социальных сетях. И их ленты друзей в разных сообществах далеко не тождественны. Есть сети просто для общения, есть «для работы», теперь, видимо, будут и «для вероисповедания».

Сама тенденция к разъединению, к тематической локализации целых сообществ не несет в себе какой-то угрозы «раскола интернета» ровно по той простой причине, что рядовой пользователь может находиться и в «большой сети», и в некоем локальном сообществе одновременно. С двух соседних страничек браузера.

Но определенное удобство в формировании ленты друзей он получит. Согласитесь, странно, когда у вас в ленте сначала иконы, потом матюги, потом статуи Будды, а потом песни группы «Ленинград». Понятно, что эклектика постмодерна наше все, но именно от нее и стали в последнее время уставать люди.

И здесь можно предположить, что будущее все же за многочисленными локальными тематическими и узкоспециализированными проектами и сообществами.

К тому же, как показывает практика той же Facegloria, этот локальный проект может через пару лет дорасти и до глобальных размеров. По крайней мере, в планах у создателей – сделать интерфейс на нескольких языках, а не только на португальском, как сейчас.

Понятно, что никакая отдельная социальная сеть не сравнится сейчас по численности пользователей и по ширине охвата регионов с детищем Цукерберга. Но если говорить не об отдельном сообществе, а о целом сегменте таких проектов, то, весьма возможно, через несколько лет интернет сильно изменится по характеру использования социальных сетей рядовым пользователем.

Мы в свое время уже застали массовое бегство юзеров из ЖЖ. Пользователи идут туда, где проще и понятнее. А в последнее время и в «Фейсбуке» стало как-то не очень понятно и не очень спокойно. Можно «выхватить бан» на ровном месте, по анонимному доносу, непонятно за что.

И очень многим пользователям сети это не нравится. При наличии альтернативы мы, может статься, будем наблюдать «второй большой исход юзеров». Только теперь уже из «Фейсбука».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............