Демократия молчит, когда говорит бизнес

@ из личного архива

20 апреля 2015, 15:48 Мнение

Демократия молчит, когда говорит бизнес

Мы наблюдаем удивительное единство европейских правых и левых в нежелании принимать новое торговое соглашение с США. Причем против договора выступают не только политики, но и обычные европейцы.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

В эту субботу десятки тысяч людей в ряде стран Европы вышли на демонстрации и митинги протеста против TTIP (соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС). Cобрано уже более 1,7 миллиона подписей граждан об отмене этой инициативы.

Основные новые производства, небезопасные для окружающей природы, развернутся именно в Европе, а не в США

Номинально суть соглашения заключается в том, чтобы плотнее интегрировать экономику Штатов и Европы, а также снизить таможенные барьеры и облегчить торговлю.

По словам официальных лиц в Лондоне, для Европы в перспективе этот документ принесет прибыль в сто миллиардов фунтов стерлингов, для США – в восемьдесят миллиардов фунтов. Кроме того, он даст возможность для создания миллионов новых рабочих мест и «выведет экономику Евросоюза из многолетней стагнации».

Если учесть продолжающийся кризис и безработицу в Европе, кажется, что граждане ЕС сошли с ума и поголовно являются поклонниками экономического мазохизма. Однако даже если не изучать подробно пункты соглашения, настораживает уже тот факт, что переговоры по ТТИП несколько лет велись втайне.

Сама идея такого экономического альянса возникла еще в 90-е: тогда проект носил название TAFTA – Transatlantic Free Trade Area. Однако в 1998 году ряду национальных европейских правительств удалось заблокировать это соглашение до 2008 года, когда Европарламент разморозил процесс в обход национальных правительств. В 2013 году возобновились активные кулуарные переговоры по либерализации торговли уже с новым названием соглашения – ТТИП.

Кулуарны они потому, что за внушительными суммами прибыли и новыми рабочими местами стоит масса очень неприятных для европейцев вещей. Во-первых, снижение социальных гарантий в Европе до американского уровня. То есть места будут, но вот условия работы на этих местах будут близки не к американским, а к азиатским стандартам. Естественно, что против этого положения выступают европейские левые.

Второй важный момент: ТТИП убьет национальный бизнес и в целом глобально американизирует экономический сектор Европы. Мелкий и средний бизнес, та самая национальная буржуазия, которая является определенным костяком европейского сообщества, будет сметена новыми правилами соглашения с США.

Помимо этого, отменяются и квотирующие нормы национальных европейских государств. Такие, например, как квота национальной аудиовизуальной продукции во Франции. Против этой позиции выступают уже правые.

Предполагается и снижение в ЕС экологических норм производства до американского уровня. Здесь уже резко против экологические организации и общественные движения защиты природы. При этом европейцы не без оснований опасаются того, что основные новые производства, небезопасные для окружающей природы, развернутся именно в Европе, а не в США.

Словом, если говорить максимально упрощенно, ТТИП предполагает широкую экономическую – и через это политическую экспансию Штатов на Европейский континент. В безусловном выигрыше от этого останется только руководство транснациональных корпораций, которые, сметя национальный европейский бизнес (а ТТИП как раз во многом про это), расчистят себе новый привлекательный рынок, получат новые рабочие силы.

А европейцы будут вынуждены работать в тех условиях, с теми социальными гарантиями и за те деньги, которые установят ТНК. Поскольку в Европе кризис, а теперь не будет не только национального бизнеса, но существенно снизятся европейские ограничительные барьеры на законодательном и правоприменительном уровне.

Больше того: для разрешения возможных конфликтов между компаниями, государствами и работниками в рамках ТТИП предусмотрено создание специальных надгосударственных арбитражных судов (Investor-State Dispute Settlement ISDS).

С помощью этих ISDS американские концерны смогут напрямую подавать иски странам Европы и через юридические тяжбы опосредованно душить остатки европейского суверенитета, попутно разрушая европейскую же правовую систему.

Ну и то, что беспокоит европейцев безотносительно рабочих мест, социальных гарантий и уничтожения национального бизнеса, – это положение об общем «цифровом рынке». У многих граждан Евросоюза есть некоторые опасения, что со вступлением в силу этой графы они лишатся тайны частной жизни.

Если вспомнить документы, обнародованные Сноуденом, опасения цифровой слежки за европейцами со стороны Штатов не кажутся такими уж беспочвенными. Именно поэтому с прошлого года, когда сведения о работе по соглашению о торговле вышли в публичную сферу, прошло уже около шестисот акций протеста. В эту субботу просто были самые крупные и заметные.

При этом мы можем наблюдать удивительное единство европейских правых и левых в нежелании принимать ТТИП. Видимо, учитывая количество участников и пестроту политического спектра, этого договора не хотят не какие-то отдельные политические силы, а простое большинство обычных граждан Европы.

Тем не менее есть все основания предполагать, что ТТИП будет принят. Слишком много поставлено на кон. И не только в сфере экономики.

Главный интерес здесь у Штатов, которые и так последние несколько лет гнут ЕС в ту сторону, в какую захотят. Один глобальный военный альянс, НАТО, позволяет им осуществлять такие манипуляции с Европой. По сути, ТТИП – это тоже такое «экономическое НАТО», где определять политику через экономику и новую судебную систему будут Соединенные Штаты.

Для Америки это не только рычаг дополнительного обогащения и новые рынки, но и существенное продвижение на Восток. К России и Китаю, чтобы противопоставить свой, с абсолютным подчинением европейских сателлитов, экономический блок альянсам типа БРИКС и ШОС, которые хоть и построены совершенно по другим принципам, с соблюдением внутреннего суверенитета государств-участников, но уже начали создавать определенные трудности граду на холме.

Массовые же протесты в Германии, Франции и Италии, как водится, разгонят водометами. В этом отношении европейским правительствам не привыкать «демократизировать» своих граждан подручными средствами. В общем, никакой демократии, господа европейцы, просто бизнес.

..............