Как я стал кремлевским троллем

@ из личного архива

10 апреля 2015, 11:00 Мнение

Как я стал кремлевским троллем

В последнее время нас в США стали устрашать рассказами об армии платных «троллей», которые, участвуя в обсуждениях в Сети, размещают пропутинскую пропаганду. На следующей неделе я приеду в Москву, чтобы продолжить эту работу.

Стефен Эберт

эксперт Агентства стратегических коммуникаций

Запад намечает широкомасштабные расходы по противодействию успехам российской пропаганды в современной информационной войне.

Куда бы и как бы я ни обращался с выражением другой точки зрения – никто не хочет эти неудобные мнения обнародовать

Вспомним опасную гонку вооружений в 1960-е годы. Она была вызвана ложными утверждениями ВПК США о том, что вслед за спутником СССР вышел далеко вперед по производству и размещению межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками.

Впоследствии США, вложив огромные средства и приложив немалые усилия для достижения цели – полета на Луну, опередили Советский Союз в этой области.

Несколько десятилетий спустя американцы узнали правду: в начале 60-х это мы пользовались преимуществом, причем в соотношении 10:1. То есть как с ОМУ в Ираке – значит, чего греха таить, «ошиблись» (иными словами, врали). Итак, мой совет: следовать нашей поговорке – «раз обманули меня, должно быть стыдно вам, два раза меня обманули – стыдно уже мне».

Кому разведчик, а кому шпион. Все как нельзя проще для неосведомленного обывателя (Фото: Kevin Lamarque/Reuters)

Кому разведчик, а кому шпион. Все как нельзя проще для неосведомленного обывателя (Фото: Kevin Lamarque/Reuters)

Давайте определимся с понятиями «новости» и «пропаганда». У нас нет никакой необходимости заглядывать в словарь. На Западе новостями является все то, что сообщают СМИ Запада, пользующиеся пресловутой свободой слова и печати.

А пропагандой является все то, что сообщают российские СМИ – в силу того, что это, мол, родина и Сталина, и Ивана Грозного. Кому разведчик, а кому шпион.

Я задумался над мнением Марии Захаровой, представительницы МИДа, насчет совершенно мрачного, отрицательного образа России, представленного СМИ в США. Неужели это не по указке «сверху»? В самом-то деле, смотря на полный провал моей скромной попытки служить хотя бы самопровозглашенным «правдорубом», мне самому это подозрительно.

То есть куда бы и как бы я ни обращался с выражением другой точки зрения – письма в редакции, предложенные статьи – как ни странно, но никто не хочет эти неудобные мнения обнародовать. В нашем «информационном пространстве», кажется, нет места для таких крамольных взглядов. Тем, кто умеет читать по-английски, могу предложить одну из моих отклоненных статей.

Так как пока не получается у меня служить «гласом вопиющего в пустыне» – я все равно продолжаю работать над тем, чтобы дослужиться до «писка»!

Как бы там ни было, я все-таки склонен не согласиться с теорией о безропотном послушании установке сверху. Причины сегодняшней «покладистости», как мне представляется, состоят совсем в другом. На поверхности они кажутся сравнительно безобидными, но, в конечном итоге, чреваты огромной опасностью для общества.

Из области физики: всегда легче следовать по пути наименьшего сопротивления.

Из делового мира: куда выгоднее вести дела при уменьшенных рисках и расходах. Не направляя в зону конфликта своих людей – ничего не тратя и ничем не рискуя (русские слишком хорошо от своих умерших журналистов знают) – американцы просто принимают на веру заявления из Киева и Госдепа.

Когда западные СМИ просто отказываются показывать ужасы войны в Донбассе, единственные СМИ, где об этом можно узнать, – это либо YouTube, либо RТ. И здесь для России ловушка – по мере того, что сведения или видео исходят от российских источников, наш «свидомый» обыватель скажет: «Ага, из России – значит, ложь».

Впрочем, в то самое время эти сообщения либо не доходят до него, либо не интересуют его, а ведь получение таких сведений или создание видео оплачены буквально кровью убитых россиян-корреспондентов. Это, напомню, в то время как у западных СМИ нет ни одного корреспондента, освещающего события «на месте».

Вместо этого газеты уменьшают свои расходы и риски тем, что просто передают (или точнее перепродают) то, что говорят Псаки и Киев, чаще всего без какой бы то ни было проверки. Очень показательно в этом отношении высказывание Псаки насчет документального фильма «Крым – путь на Родину»: мол, я его не смотрела, но мы считаем его очередным обманчивым представлением расклада дел на Украине.

Знакомая формулировка, я думаю, для старших поколений в России! Благо она не решилась, а-ля Керри, сказать: «Путин лжет».

Прошлым летом мне посчастливилось познакомиться с человеком, занимающимся «стратегическими коммуникациями» в Москве. Когда я сказал ему, что собираюсь в Крым, чтобы узнать правду о том, что там происходит, он предложил мне опубликовать статью в России. Вы можете прочесть ее здесь.

Оказывается, правда, что нет худа – в виде совершенного безразличия моей страны к другим «голосам» – без добра – в виде удовольствия, полученного от возможности делиться мыслями с моими русскими читателями.

В последнее время нас в США стали устрашать рассказами об армии платных «троллей», которые, участвуя в обсуждениях в Сети, выдвигают и размещают пропутинскую пропаганду.

Оказывается, любой человек, смеющий выразить либо поддержку Путина и России, либо несогласие с «партийной линией» США, автоматически туда и зачисляется. И, как говорят французы, quelle surprise, я нахожусь в самых близких отношениях с одним таким «троллем» – самим собой!

Как я все-таки стал путинским троллем? Чем больше мне отказывали в обнародовании моих взглядов, тем чаще я сам стал участвовать в разных «прениях» в Сети.

Хотя не особенно люблю заниматься самовосхвалением, но, будучи образованным, начитанным «знатоком России», уверен, что я знаю больше о ней, чем 99% американских журналистов и корреспондентов и, вероятно, 95% служащих в Госдепе. Кроме того, я на протяжении нескольких десятилетий занимался гражданской дипломатией, чтобы избежать именно этого развития событий.

Что касается моего опыта в качестве тролля, тут я должен согласиться с г-жой Захаровой. Т.е. нападают на меня за выражение собственных мнений и убеждений люди, которые не могут найти Украину на карте или не знают, что люди русского происхождения составляют больше 65% населения Крыма.

Судя по той грязи, которую на меня льют мои сограждане, думаю, что это неспроста. Могу только предположить, что это дело рук США, которые нанимают армию платных троллей.

Даже смешно, когда кое-кто из них еще настаивает, чтобы их проукраинские голоса были услышаны. Это в то самое время, когда СМИ только и делают, что освещают исключительно украинскую сторону конфликта – то есть прямо глушат информационное пространство в США.

На следующей неделе я приеду в Москву, чтобы продолжить эту работу. Моя мечта – попасть на «прямую линию» президента Путина.

Попади я туда, если удастся мне задать вопрос, он будет примерно такой: Уважаемый президент Путин, я долго и упорно работаю над тем, чтобы в США услышали другую (русскую) сторону в настоящем конфликте.

В ходе этой работы я подвергаюсь постоянным нападениям и обвинениям в том, что я тролль Путина. Самое обидное, оказывается, что за это платят, а я до сих пор не получал ничего. Вопрос такой – по какой ставке платят, и куда я должен обратиться за моими деньгами?

Впрочем, в связи с тем, что меня очень устраивает работа «правдорубом» – это и любимое дело, долг гражданина мира, я не могу с чистой совестью принять какие бы то ни было деньги.

Поэтому я попрошу, чтобы перечислили любые причитающиеся суммы в благотворительный фонд для жителей Донбасса.

..............