В ситуации с новосибирской постановкой «Тангейзера» стороны конфликта сразу пошли в штыковую друг на друга. Как это нередко бывает, из банального повода раздувается общественный конфликт.
Не трогайте чужие святыни
Я могу понять позицию наших театральных мэтров, вступившихся за свободу самовыражения, ведь они сами в свое время натерпелись от советской цензуры. Раз обжегшись на молоке, они дуют на воду, боясь, как бы старые порядки не вернулись вновь.
Но говорить сегодня о каких-то ограничениях творческого порыва означало бы грешить против истины. Эксперименты и эпатаж в российском искусстве уже давно стали мейнстримом.
А сами мэтры ведь доносят свою позицию до зрителей совершенно иными, не провокационными, способами. Сами они безобразий себе не позволяют.
![]() Если довести эту ненависть до абсурда, нужно запрещать не только «Тангейзер», но и львиную долю того, что по праву считается великими достижениями мирового искусства (фото: Александр Кряжев/РИА «Новости») |
Вместе с тем тон защитников «новосибирского прочтения Вагнера» иногда отдает откровенным снобизмом. Они отказывают людям, религиозные чувства которых оскорбил «Тангейзер», не только в праве на критику, но и в праве на суждения и эмоции.
По их логике, публика должна восторженно принимать абсолютно любое «новаторское» прочтение пьесы, даже если оно пахнет кощунством. А коли нет – мракобесы и ретрограды вы все, чтобы не сказать быдло.
Сторонники «Тангейзера» в пылу полемики забыли, что свобода, даже творческая, одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И этот другой абсолютно свободен в своем праве оскорбиться.
Игнорировать чужое мнение, зарабатывать себе очки, издеваясь над чувствами других – все это ведет к непредсказуемым и часто трагическим последствиям. Вспомним историю с Charlie Hebdo. Ситуации разные, но вывод напрашивается общий: не трогайте чужие святыни, думайте, прежде чем делать.
В эпоху информационного общества как никогда справедливо известное замечание: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И тем не менее хорошо бы все-таки предугадывать!
С другой стороны, противоположная сторона конфликта слишком сильно усердствует в своем праведном гневе. Если довести эту ненависть до абсурда, нужно запрещать не только «Тангейзер», но и львиную долю того, что по праву считается великими достижениями мирового искусства.
Эмоциональная реакция оскорбленной общественности на спектакль – все эти митинги и молитвенные стояния – ведут не к взаимопониманию, а к усилению радикальных общественных настроений.
Взаимные обвинения довели ситуацию до того, что мы обсуждаем не художественные особенности новой постановки, не собственно работу молодого режиссера, а синонимы к словам «мракобесие» и «кощунство». Про Вагнера все забыли: теперь идет соревнование, кто кого больнее уколет.
Если бы, посягая на собственное прочтение классики, режиссер в афише частного, а не академического государственного театра честно объявил о представлении публике «сумеречных грез имярека такого-то по мотивам оперы Вагнера», как это сделал, скажем, Мирзоев с гоголевским «Ревизором», резонансного возмущения в обществе, видимо, не случилось бы.
Наблюдая за перебранкой двух сторон, хорошо бы вспомнить, что искусство должно примирять и просвещать людей, а не разделять по враждующим лагерям.































