Крыму придется конкурировать с Сочи

@ из личного архива

10 февраля 2015, 16:22 Мнение

Крыму придется конкурировать с Сочи

Большинство из нас очень часто сталкивалось с критикой российских черноморских курортов, в том числе Сочи. Попробуем понять, в чем же причина таких высоких цен и низкого качества услуг. А причина, вы удивитесь, лежит на поверхности.

Виктор Кузовков

публицист

Прошел год с того момента, как в российском городе Сочи стартовали зимние Олимпийские игры. Год, прямо скажем, настолько непростой, что мы, наверное, и не успели как следует насладиться послевкусием этих Игр.

За время пляжного сезона отелям нужно заработать столько, чтобы хватило на покрытие зимних убытков

Не смогли по-настоящему отпраздновать победу наших олимпийцев, не смогли оценить работу организаторов – все затмили события на Украине. Это, кстати, еще одна строка в общем счете организаторам украинского шабаша, но не будем о грустном…

Сейчас я бы хотел поговорить об одном из экономических аспектов Игр, а именно об их влиянии на нашу экономику и перспективах целых регионов и отраслей.

Уверен, большинство из нас очень часто сталкивалось с критикой российских черноморских курортов, в том числе Сочи. Цены на гостиничные номера очень велики, сервис в большинстве случаев сильно «так себе», да и вся туристическая инфраструктура выглядит очень и очень слабенько на фоне конкурентов. Критики говорят, что даже в Турции и Египте сервис лучше, а цены – ниже.

И это при том, что туристический сектор развивается там относительно недавно. Но вот, дескать, каких успехов достигла «невидимая рука рынка» там, где нет «проклятого совка» в головах, а людям привита настоящая культура прислуживания и обслуживания.

И с этим трудно не согласиться. Правда, лишь отчасти – а именно в том, что цены и правда выше, а качество ниже. Про «невидимую руку рынка» и прочее оставим на совести критиков. А сами попробуем понять, в чем же причина таких высоких цен и невысокого качества услуг.

А причина, вы удивитесь, лежит на поверхности, и не замечать ее можно только по идеологическим соображениям. Дело в том, что курортный сезон на российском Черноморском побережье продолжается от силы месяцев пять.

И давайте снова абстрагируемся от того, что лично вы, может быть, приезжали в Сочи и в ноябре – это хорошо, это славно, но нас интересует период высокой загрузки отелей и остальной туристической инфраструктуры, когда только и возможно по-настоящему прибыльное ее функционирование.

То есть, вы понимаете – владелец отеля зарабатывает четыре–пять месяцев в году, а все остальное время он должен балансировать на грани безубыточности, а то и нести прямые убытки.

И единственный шанс выжить для него – за время пляжного сезона заработать столько, чтобы хватило и на покрытие зимних убытков, и на текущие затраты, и на ремонт, и еще черт знает на что – уж чего-чего, а расходных статей у такого бизнеса хоть отбавляй.

В это время их турецкий или египетский конкурент, загруженный круглый год или около того, спокойно ведет свой бизнес, распределяя на весь год не только свои расходы, но и доходы. И получается, что и прибыли у него по итогам года побольше, даже при более низкой цене, и персонал круглый год при деле, и есть время и возможность работать над улучшением сервиса при дальнейшей оптимизации расходов.

То есть, вы понимаете – «невидимая рука рынка» сама по себе, а более выгодные климатические условия – сами по себе. И второе в данном случае настолько сильнее первого, что только нерыночными методами можно было бы хоть как-то обеспечить подлинную конкурентоспособность наших отелей хотя бы в плане стоимости их услуг.

И если вы согласны с изложенным выше, то согласитесь, думаю, и с другим – для всего причерноморского региона России крайне важно, чтобы туристическая активность была там круглый год. Причем активность достаточно высокая, хоть немного сопоставимая с летними пляжными пиками. А раз так, то идея зимней Олимпиады, зародившаяся в чьей-то голове, и последующее развитие горнолыжного отдыха в районе Большого Сочи была просто гениальной, не побоюсь этого слова.

Любое продление туристического сезона на Черноморском побережье Кавказа обязательно позитивно скажется и на качестве туристической инфраструктуры региона, и на доступности предоставляемых этой инфраструктурой услуг. Конечно, наивно думать, что вдвое увеличенный туристический сезон автоматически приведет к пропорциональному снижению цен, но процесс должен постепенно сдвинуть их вниз или как минимум заставить цены расти медленнее, чем растут доходы населения.

То есть при любом раскладе дальнейшее развитие горнолыжных курортов в Сочи и его окрестностях приведет к большей доступности в том числе и летнего отдыха в этом регионе. И главное сейчас – не останавливаться на достигнутом, продолжая развивать соответствующую инфраструктуру. Тем более что первый постолимпийский зимний сезон в Сочи проходит довольно активно, и созданная инфраструктура уже начинает окупаться.

Однако, глядя на Сочи, мы должны понимать, что ровно такая же проблема стоит и перед Крымом. То есть все тот же пляжный сезон в четыре–пять месяцев, который должен накормить целый регион. Но в данном случае, к сожалению, мы не имеем столь благоприятных для развития зимнего отдыха природных условий. Я могу ошибаться, но вряд ли Крым имеет шансы стать Меккой горнолыжников. А значит, предстоит найти другие способы привлечь туристов в зимний Крым.

Идея открыть Крым для игорного бизнеса сама по себе заслуживает некоторого интереса. Однако существуют большие сомнения в возможности привлечь посредством игорного бизнеса достаточное количество туристов.

Думаю, никто не хочет превращать полуостров в «игорную помойку» с игровыми автоматами в каждой парикмахерской или на каждой автобусной остановке. И небольшие игорные кластеры, ориентированные на достаточно узкий и элитарный круг посетителей, вряд ли станут для Крыма панацеей.

Нужно понимать и то, что теперь полуострову придется конкурировать не только с Турцией и Египтом – а это уже большой вызов – но и с бурно развивающимся Сочи, который будет активно использовать новые ресурсы и все дальше отрываться в конкурентной борьбе. А значит, решить крымскую проблему (я сейчас не о политическом аспекте, для меня он вполне очевиден и дополнительных решений не требует) будет еще сложнее. Но от этого она не становится менее актуальной.

Скорее наоборот…

Разумеется, специалисты еще будут ломать голову над тем, как нам сделать Крым привлекательнее и интереснее для российских – и не только – туристов. Возможно, что-то и будет придумано. Ведь есть же еще огромный курортный потенциал полуострова, и идея превращения его во всероссийскую здравницу выглядит сейчас и вполне уместной, и потенциально весьма рентабельной.

Однако мне кажется, что один из способов решения этой проблемы лежит не в плоскости поиска точек роста, а в плоскости более рационального использования уже имеющихся возможностей. И прежде всего это создание специальной транспортной инфраструктуры, которая превратит все наше Черноморское побережье, теперь уже и с Крымом, в один туристическо-оздоровительный кластер.

Прежде всего речь идет о создании высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет Сочи и Севастополь. Думаю, не стоит объяснять, насколько привлекательной может быть идея в течение одного дня и покататься на лыжах, и побродить по улочкам Севастополя, посетить другие крымские достопримечательности, а ночью развлечься в ночном клубе Ялты или Симферополя.

То есть таким образом можно добиться ситуации, когда туристическая инфраструктура одного региона будет обслуживать туристические возможности другого – и наоборот.

Я даже рискну утверждать, что появление такой магистрали повысит привлекательность всего региона в глазах россиян. Больше комфорта, больше возможностей, больше интересных мест и активного отдыха в рамках одной поездки – разве это не здорово?

Важным аспектом стали бы и сами инвестиции в такую высокоскоростную магистраль – как правило, именно строительство дорог, в том числе железных, приводит к широкой мобилизации сил и средств, росту занятости и доходов населения.

Хочу напомнить, что Китай, на опыт которого мы так любим ссылаться, сделал ставку именно на развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта, и именно инвестиции в эту отрасль наряду с энергетикой и строительством призваны обеспечить рост внутреннего потребления и снизить зависимость Китая от внешней конъюнктуры.

Однако мы несколько уклонились от заявленной темы. Но мне кажется, что опыт Сочи очень важен для нас не сам по себе, а именно применительно к нашей нынешней непростой экономической ситуации.

Нам нужен экономический рост, нам нужно импортозамещение, в том числе и в области туризма, нам нужны перспективные проекты, аккумулирующие национальные ресурсы, технологии, финансы и дающие мощный синергетический эффект как уже в момент их реализации, так и потом, на долгие годы и десятилетия вперед.

И именно сейчас нам нужно присмотреться к сделанному и выбрать лучшее, чтобы попытаться тиражировать его (ну, насколько это слово применимо к столь грандиозным проектам) на благо национальной экономики.

А в этом смысле я с трудом могу представить себе что-то более удачное, чем Сочи. Владивосток со всеми его мостами чуть-чуть недотянул в плане перспективности, и его так и не достроенные к саммиту АТЭС пятизвездочные отели взирают на нас с немым укором. Это был хороший проект…

Да и миллион без малого россиян, проживающих в этом городе, заслужили мосты, транспортные развязки, современный аэропорт и прочие приятные в быту мелочи. Но чего-то чуть-чуть не хватило, и сейчас он уже не является локомотивом всего дальневосточного региона, а сам зависит от того, как этот регион будет развиваться.

Универсиада в Казани? Что ж, и это было замечательно. Опять же, жители Казани заслужили инвестиции в свой город ничуть не меньше других россиян. Но и этот инвестпроект – а именно с этой точки зрения мы и рассматриваем подобные события – вряд ли будет таким успешным, как Сочи.

А значит, именно опыт Сочи мы должны внимательно изучить, чтобы реализация подобных проектов национального масштаба постепенно стала для нас нормальным явлением. Касается это в том числе и коррупции, которая, конечно, была. И бестолковости, и разгильдяйства, без которых тоже, я уверен, не обошлось.

Но ведь при всем при том Олимпиада состоялась. Мы смогли провести ее, добившись при этом как прямо декларируемых, так и только подразумеваемых целей, а также придав мощный импульс развитию региона и всей туристической отрасли страны. И этот опыт сейчас воистину бесценен….

..............