Москву от разорения спасли не только Минин и Пожарский
3 ноября 2015, 11:03 Мнение

Москву от разорения спасли не только Минин и Пожарский

День народного единства – праздник относительно молодой. Еще лет пять назад на вопросы журналистов: «А что Россия отмечает 4 ноября?» – народ реагировал молчаливым ступором, но сегодня уже кардинально другая ситуация.

День народного единства – 4 ноября – праздник относительно молодой, он празднуется всего десять лет. Еще лет пять назад на вопросы журналистов: «А что Россия отмечает 4 ноября?» – народ реагировал молчаливым ступором, но сегодня уже кардинально другая ситуация.

#{smallinfographicright=775266}«Крымская весна» встряхнула общество. Судя по активности и массовости праздничных мероприятий, того заряда хватает до сих пор.

Митинги от Севастополя до Камчатки, от Калининграда до Сахалина, концерты и гуляния – все это можно выразить одной фразой «Мы едины!».

Такие же эмоциональные всплески были (и будут, да простят меня самые отъявленные оптимисты) после войн, революций, после преодоления кризисов и санкций.

Это все кусочки пазла, из которого строится русское самоощущение и мировоззрение. Война и мир (и в классической трактовке, и в толстовской) глубоко засели в нашей ментальности, в подсознании, и этот праздник – дань памяти.

Разумеется, у других стран есть подобные страницы в истории. Только вот они отмечаются чаще всего как День независимости.

Сравните даже по звучанию и эмоциональной окраске два названия: День народного единства и День независимости. От первого веет и душевностью, и силой, и мощью. Он второго – отчуждением и гордостью.

Может, это и не плохо, но, опять же, День независимости страны от чего-то, значит, она была зависима раньше.

А народное единство звучит как аксиома, на века.

4 ноября 1612 года, в период Смуты, народное ополчение Минина и Пожарского освободило Московский Кремль от польских интервентов. Поляки заходили, как грамотные политтехнологи: поставили своего «кандидата» Лжедмитрия I и агитировали за него темных крестьян устами «лидеров общественного мнения» – бояр.

Но тогда, 400 лет назад, Москву от разорения спасли не только Минин и Пожарский. Спасла вера – икона Казанской Божией матери.

К слову, Романовы создали этот народный и политический праздник в честь спасительной иконы.

Церковь, государство и народ получили одну на троих важную дату, связывающую их крепче любых уз.

И чем сильнее кто-то из них испытывает кризис, тем активнее отзываются оставшиеся два – вера поддерживала народ в Великую Отечественную войну, россияне и государство поддерживали церкви и ополченцев Новороссии, люди и церковь вытаскивали страну из кризиса 90-х.

Это наш, народный праздник, и замечательно, что нам не нужна война, чтобы понять и почувствовать сплоченность: с верой, страной и друг другом.

..............