Удобные террористы во французском Мали

@ кадр из видео

20 ноября 2015, 19:49 Мнение

Удобные террористы во французском Мали

Именно «Ансар-ад-Дин» начали сносить памятники древности еще до того, как ИГИЛ* сделало это трендом. Это вызвало привычное возмущение мировой общественности, и в регионе высадились французские военные части.

Игорь Димитриев Игорь Димитриев

политический консультант

Международная новость дня сегодня – захват заложников в Мали. В столичном отеле Radisson Hotel Bamako террористы захватили более полутора сотен заложников, среди которых немало французских граждан. По последним данным, при штурме гостиницы силовиками погибли около двух десятков заложников. 

До недавнего времени большинство читателей и не слышали о такой стране, да и я врать не буду – в Мали, в отличие, например, от Сирии, Иордании и Ливана, не бывал. В новостях эта страна появилась в 2012 году, когда очередные исламские боевики начали бульдозерами разносить мавзолеи и библиотеки в древнем сахарском городе Тимбукту.

Республика Мали появилась на карте мира в 1960 году, после обретения независимости Французским Суданом. Очертания границ многих бывших французских колоний в Африке вообще можно объяснить только французским юмором, настолько мало они соответствуют этническим границам. Так и здесь – границы сопоставимы скорее со средневековой империей Мали, чем с нынешней ситуацией.

Больше половины страны – это Азауад, этническая территория сахарского народа туарегов. Вы наверняка видели их по телевизору – худощавые кочевники в синих тряпках. Это авторитетные в тех краях парни, на которых в средние века держалась транссахарская торговля. В оазисах с тех времен остались города с библиотеками и водонапорными башнями из глины с колючками.

В военном отношении они превосходили соседей и до прихода французов промышляли набегами и данью с земледельческих общин. Да и с колонизаторами вели боевые действия чуть ли не до Второй мировой.

Теперь места расселения туарегов разделены по странности французской колониальной администрации между Мали, Нигером, Алжиром и Ливией. В каждой из новых стран бывшие хозяева региона составляют малозначительное меньшинство.

В ходе недавней гражданской войны в Ливии туареги стали на сторону Каддафи и многие служили в правительственной армии. После поражения они скрылись на территории Мали. Там туареги объявили о создании Государства Азауад и попытались получить признание мировой общественности. Но признания не дождались.

Более того, в столице Мали произошел переворот, в ходе которого президента Туре, пытавшегося решить конфликт мирным путем, сменили военные во главе с капитаном малийской армии, отслужившим ранее в корпусе морской пехоты США.

А в самом Азауаде неожиданно объявилась группировка «Ансар-ад-Дин» («защитников веры»), сначала насчитывавшая пару сотен человек. Такое впечатление, что кто-то нашел и выкормил в самой туарегской среде самых отмороженных радикалов. Численность исламистов быстро росла, и вскоре они вытеснили туарегских сепаратистов на второй план, изгнав из крупных городов в пустыню.

Именно «Ансар-ад-Дин» начали сносить памятники древности еще до того, как ИГИЛ* сделало это трендом. Это вызвало привычное возмущение мировой общественности, и в регионе высадились французские военные части. Исламисты повержены. Франция сохраняет контроль над регионом.

Этот контроль над всей Западной Африкой никуда не исчез даже после того, как французы признали независимость колоний. Он сохранялся с помощью финансовых и политических инструментов, лояльных правительств, а если необходимо – и прямого военного вмешательства.

Теперь же с особо крепкими борцами за независимость разберутся «защитники веры». Но французы уверены, что они держат крепко в своих руках этот инструмент? 

Источник: Блог Игоря Димитриева

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............