Жизнь после рейтинга

@ с лично страницы facebook.com

18 сентября 2014, 14:07 Мнение

Жизнь после рейтинга

Для всей системы образования России и вузов-лидеров продолжится «эпоха перемен». Университеты продолжат реформировать. И все это – в условиях недостатка (как всегда) финансирования.

Вадим Николаев

экономический аналитик

МГУ им. Ломоносова занял 114-е место в рейтинге лучших вузов мира, составленном британской компанией Quacquarelli Symonds. Само по себе место в рейтинге ни о чем не говорит, но очередная публикация списка, в числе прочих факторов, будет иметь последствия для всей российской системы образования.

Гуманитариев в государственных вузах на бюджетных местах станет меньше

Эта система меняется по требованиям рынка труда, предпочтениям абитуриентов и по «майским указам» президента. К 2020 г. вузов в стране станет меньше, а спрос на точные и прикладные специальности – выше. Масштабы подготовки посредственных гуманитариев сократятся.

Как рейтинг повлияет на жизнь российских вузов

В опубликованном рейтинге вузов первую десятку заняли учебные заведения США и Великобритании. Из российских вузов МГУ находится выше всех. Несколько других российских университетов – СПбГУ, МГТУ им. Баумана, Новосибирский государственный университет, МГИМО – заняли места за пределами первых двух сотен.

Данный рейтинг во многом – формальность. Место вуза рассчитывается исходя из информации о нем, которую можно так или иначе «посчитать»: авторитетность в академической среде (считается по числу ссылок на ученых университета в других научных работах), соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, доля иностранных преподавателей и студентов. Эти показатели далеко не всегда отражают качество знаний и навыков, которые дает вуз.

И все же высокое место в рейтинге – важная реклама для каждого учебного заведения. Это – показатель того, что ученые вуза являются частью мировой научной среды, следуют мировому научному и образовательному мейнстриму.

И вот тут начинается самое интересное. Согласно «майским указам» Путина, к 2020 г. в топ-100 лучших вузов мира должно быть пять российских учебных заведений. А это значит, что у Министерства образования и ректоров лидирующих вузов осталось пять лет (каждый новый рейтинг составляется по показателям вуза за прошлый год) на то, чтобы привлечь больше зарубежных лекторов, студентов, повысить количество и качество англоязычных публикаций, изменить соотношение студентов и преподавателей.

Потому для всей системы образования России и вузов-лидеров продолжится «эпоха перемен». Университеты продолжат реформировать, вырастут требования к профессорско-преподавательскому составу, студентам. Произойдут организационные преобразования в вузах.

Неизбежна оптимизация: тех преподавателей, кто не соответствует «высоким требованиям» международного рейтинга, будут сокращать. Вузы продолжат объединять – это всегда вызывает недовольство очень многих преподавателей и вузовских администраций. И все это – в условиях недостатка (как всегда) финансирования.

Цена международного признания

Первым следствием этой ситуации станет недовольство изменениями преподавателей и студентов. Еще недавно против реформы РАН выступали академики. Теперь протесты будут и в вузовской среде. «Студенческо-преподавательские бунты» будут тем более частыми, чем напряженнее будет ситуация в экономике страны (прогнозы Минэкономразвития пока весьма сдержанные).

Но есть и второе следствие из результатов рейтинга. Очевидно, что для достижения высоких мест в списке российские вузы сделают ставку на те научные направления, которые у них наиболее сильны. Не считая МГИМО, все находящиеся в списке российские вузы имеют сильные естественно-научные и технические школы. Именно они и станут «ударным кулаком» для улучшения места вуза в международном рейтинге.

Соответствующие факультеты будут получать больше финансирования. Напротив, гуманитарные факультеты будут финансироваться «по остаточному принципу». Отсюда – сокращение числа бюджетных мест и преподавательских ставок по тем специальностям, которые в последние 15 лет стали так популярны. Подготовка юристов, маркетологов, психологов, философов, журналистов и рекламщиков явно сократится.

Последнее хорошо: в стране наблюдается перепроизводство посредственных специалистов гуманитарных и «офисных» профессий. Конечно, агенты по продаже и сотрудники Макдоналдса тоже нужны, но не в таком количестве! В то же время технологическое лидерство страны на глобальном рынке определяется наличием именно естественно-научных и технически образованных специалистов.

Ну и третье, что нам предвещает международный рейтинг вузов. Мы уже выяснили, что гуманитариев в государственных вузах на бюджетных местах станет меньше. Но и частные вузы, «платные» места в государственных вузах станут менее востребованными.

Причина проста: в условиях экономической нестабильности родители не смогут оплачивать обучение своих детей специальностям, которые не дают гарантий будущего успешного трудоустройства и высокого заработка. А потому число частных вузов неизбежно уменьшится, количество занятых «платных» мест на гуманитарных специальностях сократится.

При этом вырастет поток абитуриентов на естественно-научные и технические специальности. Более того, настоящий «ренессанс» испытает система среднего специального образования: в технические колледжи и ПТУ вырастет конкурс.

И, может быть, тогда, когда эти студенты получат свои технические специальности и вступят в трудовую жизнь, модернизация страны, о которой мы так часто говорим, станет простой естественной реальностью, а не тяжким бременем.

Источник: Блог Вадима Николаева

..............