Отсрочка приговора

@ facebook.com/anatolijsharij

17 сентября 2014, 15:59 Мнение

Отсрочка приговора

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС занимает 282 страницы, за вычетом преамбулы и дополнений – 269. Посмотрим же, чему в соглашении уделено максимальное внимание. Торговле. Ради нее все и задумывалось.

Анатолий Шарий Анатолий Шарий

журналист

Итак, соглашение об ассоциации подписано. И пусть ратификация отложена, но рынок для украинских товаров открыт. Вперед.

Деньги в бюджете от сохранения пошлин на европейские товары появятся в любом случае, но уже из карманов украинских же потребителей

Как только ни называют соглашение украинские политики – и «колоссальным шагом на пути к вступлению в ЕС», и «историческим документом». Однако произносятся эти фразы, разумеется, для той категории граждан, которые само соглашение не читали.

Документ занимает 282 страницы, за вычетом преамбулы и дополнений – 269. Посмотрим же, чему в соглашении уделено максимальное внимание. Наверное, реформированию судебной системы, а может быть, реформе в социальном обеспечении?

Там однозначно целые разделы посвящены медицине и новым стандартам жизни. Нет. Торговле.

Ради торговли, ради нового рынка это и задумывалось. Торговле посвящены 212 страниц, 80% текста. Но торговая часть документа (то есть – основная) отсрочивается до 2016 года. Что остается в остатке? Общие фразы и намерения.

К примеру, «необходимо бороться с коррупцией» – это как, по-вашему, конкретика или бла-бла-бла? А «необходимость уважения прав и свобод человека»?

Так у нас в конституции все эти нормы прописаны, неужели соглашение стоит выше основного закона государства? Или подписание соглашения пробудит желание в украинских чиновниках искоренять коррупцию (то есть – самих себя), а сотрудников правоохранительных органов заставит уважать права и свободы кого бы то ни было? Бред.

Получается, за громкими фразами и поздравлениями – четкий и холодный меркантильный интерес.

Власти говорят о «выигрышности» подписанного отсроченного соглашения, в чем же этот выигрыш? В беспошлинном экспортировании украинских товаров в ЕС, в то время как европейские товары облагаются пошлинами. И как будто все логично, но тут следует обратить внимание на суммы «выигрыша».

Уполномоченный президента Ирина Геращенко, к примеру, заявляет о какой-то фантастической сумме в 500 млн евро. Ежемесячно.

На основании каких расчетов появилась эта астрономическая цифра – неизвестно. Впрочем, у Геращенко никто об этом и не спросил.

Однако известно, что по расчетам, реально проведенным кабмином, мы могли потерять от отмены таможенных сборов порядка 4 млрд гривен. То есть потери были бы значительны, однако следует учесть, что за 7 месяцев 2014-го импорт упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом года минувшего. Ситуация будет лишь ухудшаться – сомнений нет.

Что касается экспорта украинских товаров в ЕС, то он увеличился с апреля. На целых... 5,7 процентных пункта и составил 32,6%. Именно с 23 апреля были отменены ввозные пошлины для 94,7% от всего объема промышленных товаров и на 83,4% от всех товарных позиций сельскохозяйственной продукции.

То есть нынешнее «урезанное» соглашение мало что меняет, колоссального роста экспорта не предвидится, так как и рост его был вызван не отменой пошлин, а девальвацией гривны.

Что же касательно квот, которые остаются, то отечественные экспортеры кукурузы и пшеницы уже выбрали их.

И это за четыре месяца. Полное подписание ассоциации дало бы дополнительные квоты, однако теперь украинские производители будут вынуждены ждать 15 месяцев.

Но ведь деньги в бюджете от сохранения пошлин на европейские товары появятся в любом случае? Да. Из карманов украинских же потребителей. Западные поставщики вряд ли станут работать в убыток и возместят пошлины ценой.

То, что преподносится сегодня как колоссальное достижение, – результат давления Кремля. Это понимают на Западе и даже не боятся озвучивать вполне открыто. К примеру, слова Штефана Фюле двояко истолковать нельзя:

«Россия официально говорила, что на следующий день после ратификации Украина столкнется с экономическими сложностями, поскольку Москва введет ряд ограничений».

Окончится ли торговый шантаж в нынешней ситуации неприкрытой холодной войны? Конечно же, нет.

Глава Минэкономразвития РФ А. Улюкаев объяснил – Россия вводит пошлины для Украины и отсрочивает их до тех пор, пока Украина отсрочивает имплементацию соглашения.

В начале 2016-го, если Соглашение все же будет подписано, Россия без сомнения начнет новый виток торгового прессинга. Можно ли этого избежать? Да, но только политическими договоренностями, а не вот такими вот плакатами, развешанными в центре столицы государства.

Надо четко понимать, что Путин для Украины – противник, с которым стоит играть, лишь имея на руках козыри. Козырей нынешний Киев лишен. А президент лишен маневра радикалами, альтернативы предложить не способными, но постоянно «требующими».

Рынок РФ нужен нам, а не наоборот. Даже если Россия теряет, Кремль не сдается (что продемонстрировали санкции со стороны ЕС), потому что на кон поставлены геополитические интересы.

Урегулирования ситуации на политическом уровне между нашими странами также не наблюдается. Как итог – отсрочка подписания для нашей страны как отсрочка приговора. Уж лучше бы сейчас и сразу, в полном объеме, чем ожидание неминуемого...

Кстати, совсем забыл. Кто до сих пор мечтает о «европейском способе жизни», о «стандартах» и «новых правилах игры» – милости прошу почитать все же соглашение. А то мы все о торговле да о торговле, хотя на самом деле говорить в разрезе соглашения больше не о чем. Оно, повторяю, на 80% и посвящено торговле.

Источник: Блог Анатолия Шария

..............