Пока без НАТО

@ <a href= http://vesti.az/ target=_blank>vesti.az</a>

19 июня 2014, 10:15 Мнение

Пока без НАТО

Идею приема Грузии в НАТО активно лоббируют США. Но есть и противники – Германия и Франция, полагающие, что Грузия приблизилась к необходимым стандартам, но для членства в НАТО нужно делать еще больше. Но что именно?

Юрий Симонян

обозреватель «Независимой газеты»

4–5 сентября в Уэльсе состоится саммит глав – государств НАТО. «Этот саммит станет важной вехой в развитии альянса. Будет обсуждаться вывод миссии из Афганистана, а также новый этап нашей деятельности в этой стране. Мы будем предпринимать дальнейшие шаги по модернизации нашей организации, чтобы она оставалась сильной, гибкой, способной реагировать на любой вызов безопасности», – объявил повестку дня генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен.

Силы НАТО в Грузии на основе двухсторонних соглашений находятся уже достаточно давно

Многие эксперты отмечают, что в последние годы основное внимание НАТО уделяло Афганистану. Теперь в свете вывода войск коалиции из этой страны на уэльском саммите члены альянса, очевидно, выработают и сформулируют новую цель организации. Впрочем, она во многом ясна уже сейчас. Ряд лидеров Запада не скрывает – в свете событий на Украине задача альянса отныне заключается в укреплении безопасности Восточной Европы, противодействии России, ограничении ее возможностей.

Фактическое объявление стратегии НАТО вновь породило надежды Грузии на скорое вступление в альянс. До событий на Украине официальный Тбилиси рассчитывал получить в Уэльсе План действий по членству в НАТО (МАP – Membership Action Plan). Это последний этап, предваряющий, собственно, прием той или иной страны в Североатлантический альянс. Надежды Грузии были небеспочвенны.

Страна достойно справилась с предыдущими обязательными программами, провела заметные реформы как в самой армии и оборонном ведомстве в целом, так и в экономике и законодательстве, и продолжает неукоснительно следовать всем рекомендациям Брюсселя. Помимо этого, Грузия с рвением участвует в различных практических коалициях НАТО.

Так, грузинский контингент является вторым после американского в составе коалиционных сил в Афганистане, что не раз отмечал Вашингтон. Грузинские военнослужащие принимали участие в миссиях в Косово и Ираке. А на днях отправились в Центральноафриканскую республику (ЦАР). К слову, к откровенному неудовольствию некоторых слоев общества, считающих, что за рубежом грузинскому солдату делать нечего.

Идею приема Грузии в НАТО активно лоббируют США. Ее поддерживают страны Балтии и Польша. Но есть и серьезные противники. В первую очередь – Германия и Франция. Вот и сейчас канцлер ФРГ Ангела Меркель остудила грузинские власти – в Уэльсе Грузия не получит МАР. «Есть другие формы сотрудничества. Мы будем углублять и расширять наше партнерство, но пока не в рамках альянса», – заявила она.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в ходе недавнего визита в Тбилиси уверял хозяев, что день приема Грузии в ряды альянса близок как никогда. Но и он вдруг сменил риторику, объявив, что страна выполняет рекомендации, приблизилась к необходимым стандартам, но для членства в НАТО... нужно делать еще больше!

Но что именно делать? Сколько еще гробов из Афганистана, а теперь и из ЦАР (не приведи Всевышний, конечно) должна получить крохотная, не самая благополучная страна с далеко не самым многочисленным населением, чтобы соответствовать запросам Брюсселя?!

Грузинское руководство право, утверждая, что подобная политика НАТО вызывает разочарование населения. Действительно, если еще лет пять назад, согласно опросам, идею вступления Грузии в НАТО поддерживало около 80% жителей страны, то теперь этот показатель снизился до 60%.

Разочарованием оборачивается не только линия Брюсселя, но одновременно с ней и заявления самих властей о предопределенности положительного решения вопроса – они все чаще вызывают скептическую улыбку. Главе МИД Грузии Майе Панджикидзе в ответ на холодный душ имени Расмуссена – Меркель пришлось импровизировать: существуют прецеденты приема стран в НАТО без предоставления МАР. Есть ли они на самом деле? Кажется, давно уже нет.

«Само по себе предоставление МАР не является гарантией того, что страна станет членом НАТО. Эта последняя ступень, предшествующая вступлению в альянс, может растянуться на многие годы. МАР подразумевает продолжение многих реформ и по военной линии, и по линии гражданского общества. Это и приведение в соответствие со стандартами стран членов НАТО своей законодательной базы. Местная экономика должна соответствовать определенным критериям и т.п.», – сказал автору грузинский эксперт по военным вопросам Вахтанг Маисая.

Еще один грузинский военный эксперт на условиях анонимности сказал автору следующее: «Запад все еще напуган августовской войной 2008 года. Она дорого обошлась Грузии не только сама по себе и последствиями в виде отторжения Абхазии и Южной Осетии, но и тем, что отбросила сроки интеграции с Североатлантическим альянсом.

НАТО не желает связывать себя какими-то партнерскими обязательствами со странами, имеющими неразрешенный конфликт, в высокой степени способный вспыхнуть вновь. Да еще когда речь идет о конфликте с участием России. И тут декларациями о стремлении к мирному разрешению ситуации, с которыми выступает грузинское руководство, не обойтись. Конфликт должен быть окончательно разрешен, и в данном случае неважно, в чью пользу, чтобы НАТО решилось на расширение своего состава за счет Грузии».

То есть, говоря прямо без лишней дипломатии: либо Грузия официально отказывается от притязаний на восстановление территориальной целостности – а на это не пойдет ни один грузинский политик, – либо ситуация развивается так, что вышедшие из-под контроля автономии решают вернуться под юрисдикцию Тбилиси, что тоже не представляется реальным, во всяком случае в обозримом будущем. Поэтому вопрос о вступлении Грузии в НАТО приобретает крайне затяжной характер.

Против Тбилиси играет также очевидное нежелание «староевропейских» стран создавать с Россией еще одно поле напряженности, даже если бы у Грузии и не было упомянутых территориальных проблем. Россия категорически против появления в своем подбрюшье еще одного государства – члена НАТО, и Старая Европа с этим пока считается.

Впрочем, одно только то, что решение вопроса о приеме Грузии в НАТО затягивается, для России не может быть сильным седативным средством. Если ее опасения связаны с появлением на южных рубежах сил НАТО, то они давно уже там материализовались.

В Грузии в средних числах июня начались продолжительные грузино-американские военные учения Agile Spirit-2014. В них принимали участие 550 грузинских военных и 350 морских пехотинцев США. Военное сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном, прерванное на некоторое время из-за упоминавшейся войны 2008 года, вновь вышло на достаточно высокий уровень, а американская финансовая помощь опять перевалила за сотни миллионов долларов.

Частыми гостями в Грузии являются военные и морские силы из других стран НАТО. Активную помощь местным вооруженным силам оказывает Турция, которая до совсем еще недавнего времени арендовала один из военных аэродромов недалеко от Тбилиси.

То есть силы НАТО в Грузии находятся уже достаточно давно. Пусть и не в формате альянса, а на основе двухсторонних соглашений.

Источник: «Новое восточное обозрение»

..............