Забытая мелодия

@ из личного архива

30 октября 2014, 17:27 Мнение

Забытая мелодия

Недавно у меня с друзьями возник жаркий спор. Мы пили чай после оздоровительного мероприятия, играла музыка, и тут я поинтересовался: «Почему нет новых запоминающихся песен? Их что, запрещают сочинять?»

Павел Полуян

физик, ведущий инженер одного из сибирских предприятий, член Экспертного клуба Красноярского края

Недавно у меня с друзьями возник жаркий спор. Мы пили чай после оздоровительного мероприятия, играла музыка, и тут я поинтересовался: «Почему нет новых песен? Вот уже несколько лет нет ни одной запоминающейся популярной новой песни. Их что, запрещают сочинять?»

Если что-то новое и звучит – то настолько антихитовое, блекло-стереотипное, что совершенно никак не запоминается

Сначала все начали горячо возражать, но быстро убедились в моей правоте. По радио и ТВ идут знаменитые хиты прежних лет, «фабрика звезд» закрылась, а «голоса» исполняют старый-старый репертуар.

Если что-то новое и звучит – то настолько антихитовое, блекло-стереотипное, что совершенно никак не запоминается. Единственное удалось нам вспомнить из новейших песенных явлений ударно-плясовые запевки Игоря Растеряева да пародийные номера ряженых из Comedy Club и Comedy Woman.

И то вспомнились они не из-за мелодий, а из-за текстов. Например, про девочку-Брежнева («Ты целуешься со всеми») и девичьи страдания («Я не чувствую боль – там внутри древесина, но при виде тебя я дрожу, как осина!»).

Обнаруженный нами факт отсутствия показался настолько необычным, что дальнейшее обсуждение вопроса и выяснение причин столь странного явления вызвали бурю и шквал не менее фантастичных ответов и версий.

Павел сказал, что это козни агрессивного Запада: поскольку все наши медиа находятся под контролем зарубежных пропагандистских центров – они послушно выполняют такой приказ-запрет.

Но зачем нужен запрет? Пока не ясно. Может, там решили, что России не положено иметь свои песни – пусть народ напевает мелодии иностранного производства.

Володя сказал, что наша творческая общественность в лице композиторов-песенников истаскалась и выродилась, хваленый креативный класс – сдулся и спекся. А может, Пугачева им всем запретила сочинять – чтобы остаться в веках непревзойденной суперзвездой?

И в самом деле, вот недавно отмечали юбилей Максима Леонидова – исполнялась знаменитая «Она прошла как каравелла по зеленым волнам».

А новые его песни звучали? Не было таковых. А вдруг они звучали, просто нам не запомнились?

Однако не может быть, что это мы стали такие амнезийные. Нет, конечно. Новая популярная песня тем и характерна, что, появившись на свет, она начинает звучать повсеместно по волнам эфира на волне памяти. Так что ее появление – строго объективно констатируется. И так же строго констатируется отсутствие таковых появлений.

Валера сказал, что, по его мнению, виной всему медийные магнаты – им жалко платить деньги за новые песни, вот и крутят везде старье – зато бесплатно. Помните, как нам объясняли – почему по радио звучат только несколько песен Высоцкого, мол, на остальные распространяются авторские права наследников, а денег им платить за исполнение никто не хочет.

Наконец, Нина заявила, что молодежь – основная аудитория, но довольствуется она незатейливым тыц-тыц-тыц, ничего мелодичного ей не надо – вот никто и не сочиняет хороших и красивых песен.

Потом Марина подвела итог, сказав, что денежный аргумент выглядит самым правдоподобным, ведь, например, именно из-за жадности современные кинопродюсеры экономят – в большинстве российских фильмов нет не только новых песен, но и свежих саундтреков, хотя любому очевидно, что оригинальная музыка и хорошие вокальные вставки делают фильм необычайно популярным (вспомним «Иронию судьбы» и другие киноленты Эльдара Рязанова).

Стали вспоминать последние наши фильмы, где была хоть какая-то инновационная музыкальность. Назвали только «Оставайся такой, как есть» из телесериала «Не родись красивой», да еще комический момент, когда в фильме про опереточную войну «Сталинград» в самом деле зазвучала ария.

Наконец мы глобально расширили горизонты проблемы и задались вопросом: «А как там у них?» Однако тут спор пришлось прекратить, поскольку популярные группы прошлого и старинный фильм-концерт «И. Х. – суперстар» мы еще помнили, но никто из нас – «тех, кому полтинник», все же не был в курсе современного западного шоу-биза – никто сказать ничего вразумительного не смог.

Так этот спор и остался незавершенным.

..............