«Ужасы «Талибана»

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

29 августа 2013, 17:06 Мнение

«Ужасы «Талибана»

У нас есть реальные угрозы и проблемы. У нас низкая рождаемость, высокая преступность, чудовищный алкоголизм и высокая смертность. У нас низкий уровень доверия граждан друг к другу и к государству.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

На днях Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию, заявил, что изучение основ религии в школах не только нарушает принцип светскости образования, но и может привести к росту экстремизма.

Может ли в России возникнуть «Талибан»? Запросто, для этого надо только выполнить несколько простых условий

По словам Олега Смолина, введение основ религии «может породить в России школы Талибана*». Что же, ничего нового в этом заявлении нет. Мы слышали подобное и раньше, но, видимо, эти слова стоит прокомментировать.

Олег Смолин является депутатом от КПРФ, и это ставит перед православными вопрос о нынешней позиции этой партии. Судя по некоторым признакам, можно было надеяться, что КПРФ – уже давно не та партия, которая насаждала государственный атеизм, взрывала церкви и преследовала верующих, что воинственное богоборчество есть дело далекого прошлого, которое нынешним членам КПРФ – и партии в целом – не нужно ставить в упрек, потому что позиция партии с тех пор глубоко изменилась.

Например, решение Геннадия Андреевича Зюганова почтить Пояс Богородицы позволяло думать, что нынешняя КПРФ – это левая патриотическая партия, которую православный человек (или человек, которому Православие дорого) может поддерживать с чистой совестью.

Однако высказывания Олега Смолина посылают совсем другой сигнал – что человек, который поддерживает коммунистов, поддерживает антицерковные и антипатриотические силы. «Талибан», как и вообще уверения в том, что с присутствием Церкви на общественной арене водворится Шариат, – это, скорее, любимая либеральная страшилка.

Но рассмотрим ее саму. Что из себя представляет «Талибан»? Это исламистское движение, возникшее в Афганистане. История его возникновения излагается так. Мулла Омар был героем войны с советскими войсками и после их вывода решил, наконец, зажить мирно, посвятив свою жизнь изучению Корана. Но увы – полевые командиры, возвысившиеся во время войны с СССР, и не думали жить мирно, а воевали друг с другом и жестоко притесняли население.

Один из них, живший в укреплении недалеко от муллы Омара, похитил и уволок к себе двух девочек-подростков. Мулла Омар понял, что ему придется тряхнуть стариной, во главе односельчан взял замок барона-разбойника штурмом и вызволил девочек. Но тут к нему с просьбой о защите от таких же безобразников стали обращаться другие люди, и, наконец, мулла Омар оказался во главе растущей армии, которая пользовалась все большей поддержкой – люди, измученные беззаконием, предпочитали самый суровый порядок хаосу.

Порядок, как это естественно ожидать в мусульманской стране, базировался на нормах Шариата – в их самой четкой и строгой интерпретации – и выглядел весьма мрачно с точки зрения европейцев.

Может ли в России возникнуть «Талибан»? Запросто, для этого надо только выполнить несколько простых условий. Во-первых, страна должна пережить иностранное вторжение и массовую партизанскую войну, которая оставит власть в руках партизанских командиров и насытит всю страну доступным оружием.

Во-вторых, страна должна быть погружена в хаос, междоусобицу и беспредел, на фоне которого люди будут готовы поддержать суровый, жестокий, но хотя бы предсказуемый порядок.

В-третьих, население страны должно быть глубоко традиционным, исповедовать Ислам, не видеть своей жизни вне этой религии и признавать, что единственным сводом законов, которому они должны подчиняться, является Шариат, в той или иной интерпретации.

Последнее условие может показаться трудным, но без него никак – дело в том, что Ислам, в отличие от Христианства, видит себя не только как путь общения с Богом, но и как пусть богоугодного устроения общества и государства.

В исламской перспективе не только разделение, но и растождествление церкви и государства невозможно – умма, исламская община, соответствует и церкви, и государству. С христианским восприятием церкви и государства как разных общностей, которые могут пребывать в симфонии, могут не пребывать, но остаются разными установлениями, «Талибана» не устроишь. В христианской традиции нет Шариата – закона, который бы считался богодухновенным и на основании которого христиане были бы должны строить свою государственную жизнь.

Будут ли все эти условия выполнены, если только ввести в школах нормальные уроки религиозной культуры? Наверное, этого будет все же недостаточно. Кажется, такие вещи и объяснять незачем. Но это не мешает нашим антиклерикалам раз за разом выхватывать из кармана свою любимую страшилку – ужасную религиозную диктатуру, которая вот-вот начнет побивать всех камнями на Кострах Инквизиции.

Ситуация хорошо описана в детском стишке про ребенка, который нарисовал бяку-закаляку кусачую, а потом сам ее испугался.

Некоторые любят пугать другой страной – Ираном – как-то несколько упуская из вида, что Иран – исламская страна с глубоко патриархальным населением. Чтобы сделать из России Иран – даже если кому-то этого сильно захочется – нужно, чтобы Россия была патриархальной страной с глубоко традиционным населением, исповедующим Ислам и считающим, что речь может идти о той или иной интерпретации Шариата – но никоим образом не о том, признавать его или нет. Не берясь за долгосрочные прогнозы, в кратко- и среднесрочной перспективе можно с уверенностью сказать, что Россия такой страной не является – и не будет.

В христианских странах верующие люди принимали активное участие в политике, и это породило отнюдь не «Талибан». Это породило Христианско-Демократические партии, десятилетиями остававшиеся у руля в ряде европейских стран. В европейских странах также есть опыт преподавания религии в школах – и почему-то никакого «Талибана» мы там не видим.

У нас есть реальные угрозы и реальные проблемы. У нас низкая рождаемость, высокая преступность, чудовищный алкоголизм и – во многом поэтому – высокая смертность. У нас низкий уровень доверия граждан друг к другу и к государству.

Проблемы, связанные не с тем, что население чрезмерно традиционно и религиозно – а как раз наоборот, с тем, что в людях подорвано (не будем напоминать, кем и какой диктатурой) осознание их истории и их общности. То, что можно было бы назвать душой народа. И труд, от которого зависит будущее России – не только в плане ее благополучия, но и в плане ее выживания – это труд воссоздания народной души, восстановления духовного кровотока между прошедшими и будущими поколениями.

Церковь, вместе с ответственными государственными мужами, несет этот труд. Потому что ответственные государственные мужи руководствуются интересами своей страны, а не нелепыми страшилками.

Источник: Радио «Радонеж»

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............