«Эффективное сочетание «кнута» и «пряника»

@ с личной страницы facebook.com

1 августа 2013, 14:14 Мнение

«Эффективное сочетание «кнута» и «пряника»

В истории с московскими рынками Владимир Путин не поверил полицейским и СМИ, поддержавшим их версию случившихся событий: президент чужд нездоровому национализму, весьма распространенному в медиасреде.

Вячеслав Данилов

исполнительный директор Центра политического анализа

В истории с московскими рынками Путин не поверил полицейским и СМИ, поддержавшим их версию случившихся событий: он чужд нездоровому национализму, весьма распространенному в органах внутренних дел и в медиасреде. Для него очевидно, что этот фальшивый национализм – не более чем оборотная сторона реальной коррупции.

СМИ уже почувствовали запах жареного

Путин на известном совещании ни разу не упомянул о «национальном вопросе». И я полагаю, что он, как здравомыслящий человек, скорее склоняется к minority report, согласно которому конфликт на рынке произошел отнюдь не на национальной почве. Если угодно, это был конфликт между полулегально (торговцы) и нелегально (полиция) хозяйствующими субъектами. И очевидно, что инициатором, заказчиком и потакателем таких «сетевых» отношений являются в данном случае силовики.

Однако совещание было посвящено более широкому сюжету, частью которого является указанная проблема «декриминализации» малого и среднего бизнеса в сфере торговли. Путин призвал принимать энергичные меры, но это не значит – силовые. В частности, в диалоге с Собяниным он был удовлетворен не только тем, что мэр Москвы закрыл подпольные предприятия в Черкизове, но, прежде всего, тем, что Собянин пытается джентрифицировать рыночные площади в полноценные публичные пространства – парки, музеи, спорткомплексы. Это – тоже рабочие места. Энергичные меры означают эффективное сочетание «кнута» и «пряника».

Отдельная тема – о полиции. СМИ уже почувствовали запах жареного. Снова, как после истории с майором Евсюковым, пошел вал публикаций о неадекватном поведении полиции. Но если раньше речь шла о превышении полномочий – апофеозом стали истории со шваброй и бутылкой, то теперь речь идет о преступном бездействии, трусости и малодушии людей в погонах перед теми, от кого они на самом деле должны защищать. Полиция становится опасной для общества и когда принимает спецмеры, и когда боится их принимать.

Полицию уже переодели в новую форму, но пока не сказать чтобы это дало какое-то новое содержание. Отставки на низовом уровне уже пошли – по делу о драке на рынке. Путин потребовал более решительной работы со стороны УСБ МВД. Я думаю, что будет усилена оперативная работа органов госбезопасности по этой линии. Так что ждать нужно не отставок, а посадок.

Это, кстати, создает проблему. Дело в том, что силовики – это как раз те структуры, которые в наибольшей степени готовы вмешиваться в частную жизнь граждан. В условиях, когда к полиции – институту, который призван как раз наоборот охранять частную жизнь – нет достаточного доверия со стороны верховной власти, силовики-расследователи и госбезопасность требуют больше полномочий.

Более того, идет конкуренция за силовые ресурсы для исполнения альтернативных функций, чтобы вытеснить полицию с ее «юрисдикции». Но процесс этот не закончен, и борьба продолжается.

..............