«Воспитание гражданской идентичности»

@ из личного архива

15 июля 2013, 21:54 Мнение

«Воспитание гражданской идентичности»

Стоит произойти какому-нибудь бытовому конфликту с участием русских и кавказцев, так сразу определенные СМИ начинают представлять это как межнациональный конфликт, моментально раскалывая людей на два лагеря: кавказцев и русских.

События, которые произошли недавно в ставшем известным на всю страну городе Пугачеве Саратовской области, еще раз продемонстрировали незрелость нашего гражданского общества и его этническую фрагментарность. Стоит произойти какому-нибудь бытовому конфликту с участием русских и кавказцев, так сразу определенные СМИ начинают представлять это как межнациональный конфликт, моментально раскалывая людей на два лагеря: кавказцев и русских, которые начинают обвинять друг друга во всех смертных грехах, ведясь на информационные «утки».

Именно в работе со студенчеством и внутри него следует искать возможности по исправлению ситуации, которая сложилась в средней школе, по воспитанию гражданской идентичности и ответственности выпускников вузов

Легкость, с которой провокаторы жонглируют этническими архетипами россиян, говорит о слабости их гражданской самоидентификации и сильном значении для них этнического фактора.

Очевидно, что в этих условиях главным ориентиром государственной национальной политики в ближайшие годы должно быть построение гражданской нации как общности людей, объединенных гражданскими и политическими идеалами.

Открывая заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ 19 февраля, В. В. Путин сказал: «Я хочу еще раз повторить: наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны. Вижу в этом залог устойчивого, успешного развития нашей страны».

Осознание единства страны, о котором говорит президент, и есть гражданская нация, которая обеспечивает общность самосознания и единый культурный фундамент, необходимый как минимум для взаимопонимания и взаимного доверия людей, а как максимум для возникновения эффекта «общей судьбы» и «общей воли». Для строительства гражданской нации необходим духовный императив, основанный на единстве вырабатывавшихся веками духовных ценностей, в том числе стремление к изменению жизни трудом и творчеством к лучшему, уважение национальных традиций, героизм, отвага, мужество, любовь, дружба, уважение, милосердие, сострадание, справедливость и др.

Исследования показывают, что в нашей стране значительный процент молодых людей (прежде всего успешных и конкурентоспособных) к моменту достижения возраста максимальной трудовой активности не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем и никак не связывают эти проблемы с собой. Эти молодые люди часто ищут возможности для самореализации вне России.

Интегральным показателем «слабости» молодежной политики России последних полутора десятилетий видится размывание российской идентичности. Среди населения РФ в возрасте 14–30 лет не связывают себя со статусом гражданина Российской Федерации 31%, т. е. 12 млн человек.

Основная причина видится в том, что молодые люди в процессе социализации не были допущены до участия в принятии общественно значимых решений, у них не сложилось социального контракта со страной, который бы закреплял их обязательства решать проблемы своей страны и ее граждан.

В связи с этим представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии в жизни общества и направление молодежного потенциала на развитие России, обеспечение должного уровня ее конкурентоспособности.

Этого невозможно достичь без повышения степени участия самой молодежи во всех сферах общественной жизни.

Открывая все то же заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте 19 февраля, В. В. Путин сформулировал четыре задачи, решение которых будет направлено на укрепление единства российской нации, среди которых была подчеркнута важная роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними.

Такая постановка вопроса представляется абсолютно верной. Миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества – формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.

В учебных заведениях ЕС, США и Японии воспитание гражданской идентичности является базовой задачей образования в соответствии с законами этих стран. Однако педагогическая общественность указывает на то, что нуждается в поддержке общества, и признает, что класс и аудитория – это не единственная среда, где должен осуществляться процесс формирования ответственных граждан. Большую роль в воспитании гражданственности должны играть не только  международные и национальные программы, такие как «европейские классы наследия» или программа «Гайденс», но и общественные организации, в первую очередь движения, подобные скаутскому.

В процессе развития гражданского общества на Западе были созданы общегражданские молодежные организации, цель которых состояла в преумножении и охране традиций, воспитании новых поколений в духе государственного патриотизма, реализации традиционных духовных ценностей, в том числе и максим религиозной морали, порой завуалированных под принципы светской этики.

Такой организацией было и остается Движение скаутов, основанное в 1907 году, которое позиционирует себя как добровольное, неполитическое, образовательное (согласно официальным документам).

Миссия скаутинга – содействие воспитанию молодежи через систему ценностей, основанную на скаутском «Законе» и «Обещании помочь» построить лучший мир, где каждый человек является самореализованной личностью и играет конструктивную роль в обществе.

Зарубежный опыт свидетельствует: развитие системы воспитания государственного патриотизма и гражданской идентичности в дополнение к толерантности рассматривается как ключ для решения межэтнических проблем в условиях глобализации. Признано, что в их решении школы, вузы и сузы требуют поддержки со стороны молодежных общественных организаций. В таких организациях главную роль должны играть сами учащиеся. В странах, претендующих на лидерство на международной арене, помимо существующих, по инициативе общественности и государства создаются и новые структуры. Например, в ФРГ был создан «Союз за демократию и толерантность – против экстремизма и насилия», деятельность которого, как и всех других социально полезных молодежных объединений, поддерживается федеральным правительством.

Россия располагает значительным успешным историческим опытом воспитания не только толерантности, но и межнационального взаимодействия, реальной и деятельной дружбы народов и участия в этом процессе молодежных организаций. Наша страна никогда не исповедовала принцип «плавильного котла» наций. Напротив, принцип взаимного уважения народов и конфессий на основе государственного патриотизма и осознания единой гражданской идентичности был краеугольным камнем государственного и культурного строительства. Сегодня, когда страна находится в стадии переходного периода, а структуры социальной адаптации молодежи – в стадии становления, этот опыт востребован, как никогда, для преодоления инъекций ультранационализма и религиозного экстремизма и не противоречит, но существенно дополняет реально существующую в развитых странах практику.

После развала СССР в рамках деидеологизации образования и исключения воспитательной компоненты из учебного процесса были уничтожены и подростковые, и молодежные организации. Именно через них на практике реализовывалась работа в школах и в вузах по формированию гражданской идентичности, патриотизма и интернационализма, социализации. Никакой альтернативы, отвечающей запросам нового времени, создано не было.

Возник вакуум, который вузы и школы стали самостоятельно заполнять, где успешно, а где нет.

Отсутствие системной работы по знакомству, сближению и интернациональному воспитанию молодежи разных национальностей приводит к формированию узких социальных групп по этническому признаку даже в вузах. И именно в работе со студенчеством и внутри него следует искать возможности по исправлению ситуации, которая сложилась в средней школе, по воспитанию гражданской идентичности и ответственности выпускников вузов.

Необходимым условием возрождения исторически сложившихся в вузах России студенческих традиций межнационального взаимодействия является вовлечение лидеров и членов неформальных, формирующихся стихийно сообществ молодежи (как местных, так и земляческого характера) в интернациональные структуры вузовского самоуправления (создание клубов межнациональной/интернациональной дружбы, советов землячеств, палат национальностей и т. д.), которые могут функционировать как в рамках существующих студенческих советов, так и параллельно, в зависимости от того, как принято в вузе.

Такие структуры должны либо создаваться (если их нет), а там, где уже есть студенческие «палаты национальностей», «советы землячеств», сохранились клубы интернациональной дружбы, – развиваться и поддерживаться.

Речь идет о создании системы студенческих организаций (клубов по интересам), главной задачей которых будет являться расширение возможностей молодых людей для участия в жизни общества за счет развития навыков межнационального взаимодействия на основе государственного патриотизма и гражданской идентичности.

Такие организации должны дополнять деятельность студенческих советов, которые занимаются широким кругом вопросов, связанных со студенческим самоуправлением, и корректировать недоработки средней школы и семейного воспитания в сфере социальной адаптации молодежи. Эти структуры будут представлять собой одну из форм общественной самореализации учащейся молодежи, участники которой в том числе будут договариваться об общих правилах поведения и взаимоотношений студентов разных национальностей, обучающихся в вузе.

Представляется, что в сегодняшних условиях наиболее важным направлением их деятельности должна быть разработка и реализация гуманитарных проектов, уже хорошо зарекомендовавших себя в практике студенческой жизни. В числе таких проектов могут быть, например, организация на общественных началах факультативов по этнологии, религиоведению, знакомству с культурной средой города пребывания, по изучению молодежных субкультур мегаполисов. Когда я говорю «факультатив», я имею в виду создание самых разных площадок для общения, в том числе и в рамках организации досуга: экскурсии, КВН, лагеря отдыха и т. д.

Интернациональные структуры студенческого самоуправления должны и будут состоять не только из лидеров наиболее многочисленных студенческих моноэтнических сообществ, но из представителей всех национальностей, представленных в вузе.

Для объединения и координации деятельности уже существующих в российских высших учебных заведениях структур студенческого самоуправления на интернациональной основе, а также для создания новых в вузах, где их нет, создано  Общероссийское общественное движение «Всероссийский межнациональный союз молодежи». Движение будет заниматься координацией деятельности уже существующих в российских вузах структур студенческого самоуправления на интернациональной основе, а также создавать новые в вузах, где их нет, задавать общий вектор работы этим структурам в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

..............