«Новое язычество»

@ ИТАР-ТАСС

10 июля 2013, 12:09 Мнение

«Новое язычество»

В советские пионерские годы мы привыкли к тому, что посреди лагерной смены обязательно проводили день Нептуна. Сегодня понимаешь странность этого повсеместного пионерского «предания».

Андрей Кураев Андрей Кураев

протодиакон Русской православной церкви

В советские пионерские годы мы привыкли к тому, что посреди лагерной смены обязательно проводили день Нептуна. Сегодня понимаешь странность этого повсеместного пионерского «предания»: в подчеркнуто атеистической стране проводился праздник в честь языческого бога, причем о том, что это бог, который почитался у древних греков, обязательно сообщалось.

Когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону

С советских времен прошло много лет. За это время боги вышли из музеев. У нас заработала «машина времени»: самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону.

Я уже сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок про Колобка и курочку Рябу от «рерихнутых» педагогов. В условиях, когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой.

А массовики-затейники по советской старинке считают, что древние религии не более чем игровой фольклорно-шуточный материал... (в Воронежской области по просьбе православной общественности из программы празднования Дня Молодежи изъяты представления, включающие языческих персонажей (Нептун, водяные и русалки), а также языческие ритуалы (день Ивана Купалы). Это вызвало возмущение части горожан – прим. ВЗГЛЯД).

Вы же себя считаете представителями креативного класса. Что вы уцепились за эти седобородые советские традиции? А как насчет подумать головой и придумать какую-нибудь замену этому надоевшему Нептуну (который, кстати, не имеет никакого отношения к речкам – это божество океана)? Почему для игры не взять других сказочных или фольклорных персонажей? Почему обязательно русалки? Между прочим, в русском фольклоре русалки – представители мира нечисти, их культ связан с культом мертвых, он родственен культу зомби. Зачем нужна романтизация этого мира детям?

Делать вид, что все это игра, сказка и не заслуживает внимания – неумно. Психологи и Церковь считают, что человек целостен, поэтому его детские забавы важны для взрослого поведения. Ясно, что то, что происходит в детстве, становится матрицей для последующей жизни. Если ребенок принимал участие в таких игровых религиозных обрядах понарошку, ему будет психологически легче поиграть во что-нибудь другое, серьезное, в более старшем возрасте (в том числе в сектах).

Как итог мы видим совершенно безумное с христианской точки зрения поведение российских туристов: оказываясь за границей, они начинают участвовать во всех местных обрядах – индуистских, ламаистских и вообще каких угодно. Такая религиозная всеядность, безответственность религиозного поведения закладывается в детстве, в том числе и такими игровыми сценками.

Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы – за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах.

Напомню, что в эпоху гонений не только мученики не верили в реальность нептунов и юпитеров, но зачастую и их судьи – просвещенные и циничные римские чиновники. Христианам так и предлагалось: притворись, это просто гражданская игра в лояльность цезарю, римскому народу и его богам. Богов этих нет, тебе ничего не грозит. Христиане шли на смерть, но не притворялись и не играли.

Государственная религия Нептуна?

Таким образом, недоумение, возникшее у православных прихожан, совершенно естественно. Это признак духовного здравомыслия. Реакция их тоже совершенно нормальна – они обратились к священнику как к посреднику в диалоге с обществом. Священник обращается в администрацию, что тоже абсолютно нормальная реакция. Администрация тоже реагирует нормально – если руководство населенного пункта видит, что организованные им мероприятия вызывают отторжение у каких-то групп населения – зачем настаивать именно на такой форме? У нас разве законы обязывают чтить Нептуна?

Убежден, что если бы в администрацию города обратилась группа мусульман или иудеев с просьбой отменить в ходе празднования Дня города или села мероприятия, затрагивающие их религиозные чувства, сценарий был бы точно так же изменен.

Атеизм без позитива

Но самое поразительное – это реакция либерального сообщества.

По сути, священник требовал (пусть и не в самых корректных выражениях), чтобы детский праздник оставался детским праздником и не имел религиозного подтекста. Он требовал, чтобы светская жизнь оставалась светской жизнью. Что в этом плохого?

Казалось бы, эти люди должны были яростно поддержать этого священника. Вместо этого они начали на него нападать. Что дает мне еще один повод сказать: у атеистов нет позитивных убеждений. Их объединяет только одно: ненависть к Христианской Церкви. Ради этой ненависти они готовы дружить хоть с чертом, поддерживать любые оргии и ссориться с самой элементарной формальной логикой.

Предупрежден – значит огражден

Если атеистам дорога именно эта часть их пионерского прошлого и они считают, что в этом праздновании нет никакой религии и вообще никакой угрозы – пожалуйста, их право так считать. Но тогда честно предупреждайте детей, родителей и организаторов: в программе нашего лагеря будет поклонение Нептуну. Кто согласен – отдавайте детей. Кто не согласен – ищите альтернативу.

В конце концов, мы, организуя православные детские и молодежные лагеря, предупреждаем честно о религиозной составляющей и никого никуда не загоняем.

Что же происходит во вроде бы светских лагерях? Дети и взрослые приходят на праздник, не ожидая никакого религиозного действа. Тут из воды на пляж или сцену выходит не Чебурашка, а бог Нептун – и всех заставляют ему кланяться: воздевать к нему руки, возносить, пусть и шутейные, но молитвы. А что в это время делать православным детям и их родителям? Ребенок не всегда может идти против большинства, а если он воспитан на церковной культуре, на житиях мучеников, для него это может быть серьезной травмой. И его близким может быть очень горько от того, что их чадо втянули в языческий ритуал.

«Православная церковь предупреждает!»

Я очень рад, что отец Всеволод Чаплин не счел этот инцидент шуткой и недоразумением и поддержал отца Романа. Я тоже выражаю этому священнику свою солидарность.

Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается. Я уже много лет предлагаю Патриархии публиковать накануне сезона отпусков памятку для туристов: что можно, а чего нельзя делать в чужих храмах с точки зрения религиозной безопасности.

Можно было бы и с турагентствами договориться, чтобы такую памятку вручали при покупке тура на некоторых направлениях – не при поездке в Болгарию или Германию, разумеется, а при путешествии в Индию, Китай, Японию...

Можно было бы сделать постоянную полосу в журналах авиационных компаний: «Православная Церковь предостерегает».

Ну, не совпадают наши представления об игре со светскими затейниками. Что ж, пусть ваша хваленая толерантность примет нас такими, какими нас сделала память о наших мучениках.

Источник: «Православие и мир»

..............