«Все ушло, осталась музыка»

@ с личной страницы на сайте facebook.com

22 мая 2013, 17:50 Мнение

«Все ушло, осталась музыка»

Не несет Вагнер ответственность и за то, что его оперы безумно любил один неудавшийся художник, ставший вождем и заставлявший слушать вагнеровскую тетралогию всех своих подчиненных, которым это было невмоготу.

Николай Троицкий

бывший политический обозреватель РИА "Новости"

Рихард Вагнер несколько непопулярен среди определенных социальных групп и малых народов, у него есть проблемы с репутацией.

До поры до времени мне казалось, что Рихард Вагнер напрасно потратил столько сил и времени на сочинение своих опер

Да, он бывал неполиткорректен и «нерукопожатен», как многие гении, он впадал в ереси и крайности, его заносило, а в своей публицистике он не знал меры в полемичности настроя. Но все это не имеет никакого отношения к его музыке.

Как не несет Вагнер ответственность за то, что его оперы безумно любил один неудавшийся художник, ставший вождем и заставлявший слушать вагнеровскую тетралогию всех своих подчиненных, которым это было невмоготу. А соратник этого вождя, его главный агитпроповец обожал Моцарта и Бетховена. Дальше что?!

Вагнер – прежде всего композитор и музыкант, затем либреттист и лишь потом все остальное, что может интересовать только историков и культурологов.

Все ушло, осталась его музыка.

Тут тоже все не так просто. До поры до времени мне казалось, что Рихард Вагнер напрасно потратил столько сил и времени на сочинение своих опер, что он мог бы стать гениальным симфонистом, и это правда, да не вся правда.

Оперы Вагнера, особенно – условно – поздние оперы, начиная с тетралогии «Золото Рейна», надо научиться слушать. Это серьезное дело, это нелегкий труд, но если не полениться и заставить себя преодолеть, то обретаешь удивительные, ни с чем не сравнимые богатства. Духовные, эмоциональные и эстетические.

Я долго к этому шел, но сумел пройти этот путь. Вник, проник и прочувствовал тетралогию, недавно постиг очарование «Нюрнбергских майстерзингеров», ну и так далее.

Рихард Вагнер – музыкальный революционер. Он – на пару с Верди, хотя и независимо от него – довел оперу до высшего совершенства, до пика, до кульминации. Он превратил оперу из набора музыкальных номеров в цельнолитое драматическое действие.

Но и в других музыкальных жанрах был гениален. В общем, почтим его память вставанием, отдадим должное и немного послушаем

Зигфрид. Идиллия. Дирижирует Бруно Вальтер.

Источник: блог Николая Троицкого

..............