«В 33 раза аккуратнее»

@ из личного архива

17 апреля 2013, 18:50 Мнение

«В 33 раза аккуратнее»

Владимир Путин подписал закон о контрактной системе в сфере госзакупок. Станет ли этот шаг точкой в многолетних законодательных метаниях, призванных избавить систему закупок от коррупции?

Кирилл Поляков

коммерческий директор электронной торговой площадки АКД

Владимир Путин подписал закон о контрактной системе в сфере госзакупок. Станет ли этот шаг точкой в многолетних законодательных метаниях, призванных избавить систему закупок от коррупции?

Если средний размер взяток по стране достиг уже 300 тыс. руб., то наивно было бы полагать, что махинации коррупционеров исчезли

Уже почти восемь лет российские законодатели не оставляют попыток придумать эффективный закон, который вылечит систему госзаказа и закупок в частном секторе от коррупционной болезни. Несмотря на то, что отдельные попытки ее искоренить приносят некоторые результаты, все же антикоррупционные программы до сих пор оставались амбициозными планами на бумаге. По данным общественных организаций, если в 2008 году средний размер взятки составлял порядка 9 тыс. руб., то в 20112012 годах – уже 300 тыс. руб. В конце прошлой недели депутаты одобрили в третьем чтении законопроект о ФКС – можно ли ожидать реальных, а не декларативных изменений после вступления закона в силу?

Приверженцам творческого подхода

Одной из первых попыток стало принятое восемь лет назад решение о формировании рынка электронных торгов. С 2005 года в России начинают активно внедрять и совершенствовать законодательство под новую, электронную форму закупочного процесса – один из наиболее эффективных инструментов снижения издержек и оптимизации закупочных процессов компаний. В России подошли к применению этого инновационного инструмента по-русски творчески и оригинально. Для повышения эффективности размещения госзаказа и противодействия коррупции в сфере государственного финансирования российским правительством был принят ряд федеральных законов. Сначала – 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2010 году под госзакупки был проведен скандальный отбор пяти ЭТП, и сразу встал вопрос: достаточно ли всего пяти официальных электронных торговых площадок, чтобы победить коррупцию?

В 2012 году вступил в силу 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующий закупки для госкомпаний и монополий. И вот 22 марта в третьем чтении Госдумой был одобрен следующий закон – закон о контрактной системе (КС), который придет на смену 94-ФЗ. В отличие от действующих правовых актов, он будет регулировать не только собственно закупочную сделку, но весь процесс – от планирования до заключения контракта. И так восемь лет – где предел совершенствованию?

Проект КС – концепция, давно известная и применяемая во всем мире. Для адаптации этой системы к российским условиям понадобилось бы всего несколько специалистов высокого уровня и несколько месяцев работы. В России этот процесс явно затянулся и занимает уже годы: все активно обсуждают, вносят поправки и шлифуют нормативно-правовой акт. Предположительно, закон вступит в силу в 2014 году, но уже сейчас очевидно, что законопроект КС противоречит ряду международных стандартов в области публичных закупок, и через несколько лет, если наша страна присоединится к Соглашению ВТО о правительственных закупках, его все равно придется переделывать.

Приверженцами творческого подхода оказались и многие участники закупочного процесса. Чем крупнее рыночный оборот компании, тем больше поле для разнообразных махинаций и со стороны персонала по закупкам, и со стороны недобросовестных поставщиков. Так мы попадаем к истоку коррупции как основного риска закупочного цикла для госкомпаний и частных предприятий.

Предупрежден значит вооружен

В целом все не так уж плохо: от самых очевидных симптомов коррупционного заболевания система постепенно избавляется. Сейчас функционирует официальный сайт zakupki.gov.ru, на котором закупщики обязаны публиковать в открытом доступе полный перечень проводимых закупок. Вступивший в силу 223-ФЗ, в свою очередь, четко определил перечень товаров и услуг, которые в обязательном порядке необходимо закупать исключительно в электронной форме. И наконец, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завалена заявлениями на недобросовестных поставщиков и заказчиков, осуществляя проверку полученных жалоб. Таким образом, сегодня электронные торговые площадки, по идее, должны стать самым действенным средством борьбы с откатами. Недобросовестные закупщики лишены возможности лично контактировать с участниками тендера во время приема заявок и, следовательно, не могут устраивать торги для своих. А сами поставщики во время проведения торгов технически не могут определить имена конкурентов, чтобы вступить в ценовой сговор.

Однако статистика остается неумолимой. Если средний размер взяток по стране достиг уже 300 тыс. руб., то наивно было бы полагать, что махинации коррупционеров исчезли из закупочной деятельности. Каким бы действенным способом борьбы с взяточничеством ни были электронные торговые площадки, недобросовестные участники закупочного процесса способны дискредитировать своими действиями даже самые эффективные антикоррупционные инструменты. На сегодняшний день средний размер отката в рамках госзакупки приблизительно составляет 1020% от суммы сделки, а в рамках отдельных отраслей, таких как дорожное строительство, может достигать до 80% от размера контракта.

Пресловутый человеческий фактор и лазейки в законодательстве по-прежнему способствуют коррупции как в госзакупках, так и в коммерческом секторе, доставляя немало хлопот электронным торговым площадкам. И пока в очередной раз совершенствуется законодательство, закупщики и поставщики должны сами принимать активное участие в борьбе с коррупционерами, чтобы обезопасить себя и свою деятельность. Вопрос в том, как вычислить эти махинации и обезопасить себя? Ведь недобросовестные «участники рынка» продолжают брать взятки, только делают это теперь в рамках правового поля. А это значит в 33 раза аккуратнее, изобретательнее и осторожнее.

..............