«Задачи на смирение»

@ из личного архива

21 марта 2013, 11:32 Мнение

«Задачи на смирение»

Сеть не дает возможности человеку промолчать – он становится заложником своего диплома, своего положения, в общем – своей гордости. И попадает в неловкое положение. Что же из этого следует?

Есть определенный тип задач, которые не хотелось бы называть головоломками (потому что это неточное слово), но по-другому не выходит. Раньше над ними именно что ломали головы – на застолье, и взрослые люди, не знавшие калькуляторов, начинали писать цифры на салфетках.

Безумства по поводу головоломок – точная модель сетевых споров о революции, войне, Катыни, высадке на Луну и группе Дятлова

Мне повезло – я застал еще книги Перельмана и Маковецкого.

Я застал еще трепетное отношение к физико-математическим головоломкам.

Сеть добавила этим задачам особое свойство – они стали вирусными и, как вирусы, стали распространяться по социальным сетям. Причем они то и дело возвращаются, как новый штамм гриппа – с тем отличием, что задачи эти не меняются.

Но и люди не меняются тоже, однако вокруг этих задач стало больше психологии, чем математики.

Вот кто-то снова пишет, как к веревке, плотно опоясывающей земной шар, добавили один метр и растянули равномерно вокруг этого шара. Ну-ка, пролезет ли кошка в образовавшийся зазор?

Или вот легендарная «задача Льва Толстого»: купец продает шапку, которая стоит 10 рублей. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только ассигнация в 25 рублей. Купец отсылает мальчика с ней к соседке разменять. Мальчик прибегает обратно с двумя червонцами и пятью рублями. Купец отдает шапку и 15 рублей сдачи. Однако потом приходит соседка, говорит, что ассигнация фальшивая, и требует отдать обратно деньги. Сколько убытка продавцу?..

Ах, какое безумие тут разворачивалось. Какие удивительные числа являлись, казалось бы, спокойным людям! Тем самым, что вполне сноровисто проверяли счет в ресторане.

Эти задачи бывают сосредоточены и на математике, и на физике.

Одной из самых знаменитых была задача о самолете на транспортере: может ли взлететь самолет с движущегося в обратную сторону транспортера, если транспортер будет подстраивать свою скорость так, чтобы скорость вращения шасси была равна скорости вращения полотна? А? А?!

В этом году исполняется ровно 10 лет с того дня, как я увидел тысячи комментариев к этой задаче на одном из авиационных форумов.

Сотни людей с высшим техническим и естественнонаучным образованием яростно спорили, на третьем шаге сводя аргументы к ad hominem.

Задачи эти разного рода – одни имеют лобовое решение, простое, но не сразу видное.

Другие – вовсе обладают некорректным условием.

Объединяет их то, что они задевают особые струны в человеческой душе и заставляют солидных людей бросаться в бой.

Они – какое-то диавольское искушение, что заставляет человека с апломбом говорить глупости.

В этой ситуации лучше всего выглядят дети, еще близкие к математическим формулам и физическим законам, а также люди, честно признающиеся в непонимании.

А дело в том, что каждая из этих задач построена на парадоксе, она возбуждает человека с неполным знанием.

Такое было много лет назад с так называемой задачей Монти-Холла. Суть этой задачи была в неочевидной вероятности события. В телешоу перед игроком три двери: за одной – автомобиль, за двумя другими – козлы. После того как сделан выбор, ведущий открывает другую дверь и демонстрирует козла. После этого он предлагает изменить выбор – и вот стоит ли согласиться? Стоит.

Сотни людей, вполне респектабельных американских учителей и прочих людей с образованием, писали тогда гневные письма: «Нет, не так, не может быть!»

Ан нет, так и есть. Просто это не встраивается в привычную картину мира человека, который когда-то что-то выучил, да не все понял.

Сеть не дает возможности человеку промолчать – он становится заложником своего диплома, своего положения, в общем – своей гордости. И попадает в неловкое положение.

Что же из этого следует?

Гимнастику ума никто не отменял. Она полезна.

Но еще она открывает нам механизм обывательского мышления. Всякую новость обыватель тут же прикладывает к своему набору знаний. Набор этот невелик (в этом ничего страшного) и чаще всего состоит из верных, но недопонятых утверждений.

Самое интересное, что безумства по поводу головоломок – точная модель сетевых споров о революции, войне, Катыни, высадке на Луну и группе Дятлова.

Из всего этого следует, что перед нами задачи на смирение.

На шанс промолчать.

На то, чтобы не хвастаться своим неполным знанием, а получать личное удовольствие от рассуждений.

Жизнь тем и прекрасна.

..............