«Одна из задач Народного фронта»
3 декабря 2013, 20:33 Мнение

«Одна из задач Народного фронта»

Расхожее представление о необходимости исключительно бюджетного финансирования ЖКХ несовременно и ошибочно. Лучший опыт регионов показывает, что задачи модернизации решаются совсем по-другому – на коммерческой основе, «в рынке».

Валерий Фадеев

член Общественной Палаты, главный редактор журнала «Эксперт»

Одна из дискуссионных площадок «Форума действий», который проведет в Москве 4–6 декабря с. г. общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», называется «Качество повседневной жизни». Уточним: разговор пойдет о вполне конкретных вещах, ежедневно касающихся всех и каждого. В том числе о том, какими путями выводить из кризиса жилищно-коммунальное хозяйство, в котором, как в черной дыре, продолжают исчезать без видимой отдачи миллионы и миллиарды бюджетных рублей. По мнению экспертов Народного фронта, объем работ, которые необходимо провести в коммунальной сфере, столь велик, что его выполнение может оказать решающее влияние на возобновление экономического роста. Причем это будет рост промышленности, использующей инновационные технологии.

Предоплату принято считать формой кредитования. Почему жители многоэтажек и хрущевок должны кредитовать ресурсоснабжающие организации?

В среднем по России износ основных фондов ЖКХ (тепловые, водопроводные и электрические сети, котельные, канализация) достигает 60%. По отдельным муниципальным образованиям – все 90. Парадоксально, но именно о необходимости новых бюджетных вливаний в жилкомхоз говорят, когда речь заходит о его модернизации. На слуху суммы от 9 до 16 трлн рублей, которые предполагается потратить до 2020 года. Не возьмусь оценивать сами цифры, но убежден, что налицо концептуальная ошибка: избран неверный вектор движения. Никакие триллионы не спасут жилкомхоз, если ставка будет по-прежнему делаться на государственную казну. Давно пора и крайне необходимо развернуть вектор решений и действий в сторону рыночных механизмов.

Анализ, проведенный экспертами Народного фронта в регионах, показывает, что такие механизмы применяются и они эффективны. Речь идет о внедрении технологий энергосбережения и повышения энергоэффективности жилищного фонда средствами кредитного финансирования, концессий, облигационных займов, государственно-частного партнерства. Но такие примеры все еще единичны. Между тем есть множество российских компаний среднего бизнеса, внедряющих самые передовые технологии, и именно они могли бы стать агентами модернизации. Здесь есть конкретное предложение, которое мы хотим обсудить на «Форуме действий»: сформировать «Каталог технологических решений», в основу которого должны лечь реализуемые или близкие к реализации проекты. Такой каталог будет дополнен необходимым набором финансовых инструментов.

Один из майских указов президента Путина касается участия общества в сфере ЖКХ. В этом смысле обращают на себя внимание управляющие компании, которые принято обвинять в том, что они лишь жируют на посредничестве между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья. Правда, и тут есть обнадеживающие примеры, когда УК возвращают жильцам деньги, получая доход от энергосбережения. Но у управляющих компаний действительно хватает проблем, требующих общественного внимания. Прежде всего, эта область никак не контролируется: нет нормативов деятельности УК, лицензирования. Получается, что собранными с жильцов деньгами может распоряжаться кто угодно. Мы убеждены, что здесь нужна полная прозрачность. В качестве первого шага на этом пути предлагается выработать и узаконить процедуру выборов жильцами управляющей компании на конкурсной основе. Мы намерены настойчиво ориентировать органы власти в этом направлении.

Общественного контроля требуют и сборы на капитальный ремонт, которые придется уплачивать собственникам жилья. Где гарантии, что эти деньги пойдут строго по назначению и жильцы получат на них реальные выгоды в виде сохраненного тепла и не протекающей крыши? Мы считаем, что для обеспечения таких гарантий должны быть учреждены специальные фонды, подконтрольные общественности в лице, скажем, тех же товариществ собственников жилья. Возможно, на «ремонтные» деньги граждан нужны такие же госгарантии, как на банковские вклады. Это тоже одно из наших предложений. Эти фонды должны быть предельно открытыми, чтобы люди точно знали, сколько сданных ими денег израсходовано и на какие цели.

На форуме обязательно зайдет речь о последних намерениях правительства – ввести социальную норму энергопотребления и предоплату населением коммунальных услуг. Мы пригласили представителей регионов, где подобная норма была введена еще до известного эксперимента с «энергопайком», и ждем их оценки. Мое же мнение таково, что нужно налегать не на механическое урезание энергопотребления, а на широкое внедрение технологий энергосбережения, счетчиков и регуляторов расхода энергоресурсов. Что до предоплаты коммунальных услуг для населения, это было бы, на мой взгляд, весьма спорным решением. Предоплату принято считать формой кредитования. Почему жители многоэтажек и хрущевок должны кредитовать ресурсоснабжающие организации? Обе эти идеи правительства мы подробно обсудим на форуме.

Результатом дискуссий по проблемам ЖКХ, не исключено, должно стать предложение о формировании центра компетенций в этой области. Необходимо создать орган, который сконцентрирует профессиональные экспертные знания, консалтинг. Такой орган совместно с новым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства должен предлагать оптимальные технологические и финансовые решения конкретных задач региональных систем ЖКХ.

Убежден, что расхожее представление о необходимости исключительно бюджетного финансирования ЖКХ несовременно и ошибочно. Лучший опыт регионов показывает, что задачи модернизации решаются совсем по-другому – на коммерческой основе, «в рынке». Но при усиленном контроле общества над происходящими в сфере процессами. Это зафиксировал и президент Владимир Путин в своем 600-м указе, где предложил расширить возможности для активных и неравнодушных граждан не только видеть проблемы и кричать о них, но и реально влиять на проблемы. Распространить этот опыт по стране в интересах повышения качества жизни граждан – одна из задач Народного фронта, к решению которой мы приступаем на предстоящем форуме.

..............