«Орбита «золотой мили»

@ molgvardia.ru

5 ноября 2013, 19:54 Мнение

«Орбита «золотой мили»

Алексей Навальный хочет нравиться всем, как стодолларовая купюра. На «Русский марш» он идти отказался, но саму идею мероприятия всячески поддержал. Мол, сходить бы рад, но ведь фотографы непременно снимут его в окружении «зигующих» поклонников.

Андрей Татаринов

директор Центра актуальной политики

Алексей Навальный очень хочет нравиться всем, как стодолларовая купюра. На «Русский марш» 4 ноября он идти отказался, но саму идею мероприятия всячески поддержал. Мол, сходить бы рад, но ведь фотографы непременно снимут его в окружении «зигующих» поклонников.

На самом деле Навальный играет в своем привычном стиле – без всяких правил и тем более идеологических принципов

Такую стеснительность Ксения Собчак в «Твиттере» объявила «нашей общей победой». Главное ведь, что не пошел, а что других призвал – ерунда. Правда, не все статусные либералы согласны с телеведущей. Писатель Борис Акунин признал свою поддержку Навального ошибкой и разжаловал бывшего кандидата в мэры Москвы из общероссийских политиков в рядовые борцы с ростом тарифов ЖКХ, то есть в управдомы.

На самом деле Навальный играет в своем привычном стиле – без всяких правил и тем более идеологических принципов.

В начале 2000-х годов он был видным функционером партии «Яблоко», что не мешало ему поддерживать дружеские отношения с лидерами «конкурирующей фирмы» – Союзом правых сил. В 2007 году из «Яблока» был исключен, совершив невероятный кульбит: объявил себя националистом.

Как можно, будучи националистом, работать в «Яблоке»? А очень просто – амбициозному молодому человеку нужна была стартовая площадка. К 2007 году кое-какое имя Навальный наработал и завел блог. Так что для его «ракеты» «Яблоко» оказалось просто отработанной и отброшенной «первой ступенью».

После ухода из «Яблока» Навальный вместе с большим поклонником Сталина, писателем Захаром Прилепиным принялся создавать националистическое движение «Народ». Затея успеха не имела. Остались только видеоролики, где Навальный предстает в роли «дипломированного националиста» и агитирует за легализацию оружия.

В ту пору он сотрудничает с лидерами ныне запрещенных «Славянского союза*» Демушкиным, ДПНИ Поткиным (Беловым) и «кроет» либералов. Однажды журналист задал ему вопрос об откровенно проповедующем антисемитизм лидере «Великой России» Андрее Савельеве, еще одном потенциальном партнере Навального. Но новоиспеченного националиста это не ничуть не смущает.

Однако националисты Навальному оказываются не ближе и не дороже демократов из «Яблока» и либералов из СПС. Националист Николай Бондарик впоследствии на заседаниях Координационного совета оппозиции неоднократно напоминал, что именно Навальный в 2008 году написал заявление в полицию, по которому националист Марцинкевич (Тесак) получил 3,5 года лишения свободы за разжигание межнациональной розни.

Можно предположить, что либералы зачли Навальному его борьбу с националистами и ксенофобами, в 2009 году Навальный стал советником губернатора Кировской области, бывшего лидера СПС и знатного либерала Никиты Белых.

Очень полезное оказалось назначение. Именно в Кировской области, как лицо, близкое к «хозяину» региона, москвич Навальный наконец получил статус адвоката. Что за советы давал Навальный губернатору, неизвестно. Зато известно, что из-за дела Кировлеса г-н Белых оказался в неловком положении: либерально настроенная публика требовала защитить Навального.

История дурно пахла: советник губернатора вмешивается в хозяйственные дела госпредприятия, указывает, с кем и как торговать, обсуждает с заезжим коммерсантом вопросы управления этим самым предприятием и обещает сделать его главой этого предприятия. Такой сюжет украсил бы блог самого Навального.

В 2011 году Навальный вдруг оказывается среди организаторов массовых протестных митингов. Загадка вообще, как он оказался в кругу людей известных, таких как журналисты Леонид Парфенов, Ольга Романова, Сергей Пархоменко**, писатели Борис Акунин и Дмитрий Быков**, депутаты Госдумы от КПРФ и «Справедливой России». А у Навального ни партии, ни организации, а вот же сидит среди них, слово на трибуне получает.

Но если националист Навальный может заседать в оргкомитете этих митингов, то почему другим нельзя? Можно. И тогда туда вошли организаторы «Русских маршей»: Владимир Тор (Владлен Кралин) стал членом оргкомитета, а Александр Белов (Поткин) влез на трибуну. И либералы не морщились, а некоторые даже объясняли, как важно единство оппозиции.

Лучше всех такое единство прочувствовали фигуранты так называемого болотного дела, которые по факту были использованы как вторая ступень и «сброшены» как отработанное топливо.

Осенью 2012 года прошли выборы в Координационный совет оппозиции. Навальный приложил максимум усилий для его создания. Но ведь в его составе оказались и другие звезды уличной политики. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, в частности. И до того как он оказался запертым под домашним арестом, именно его с нетерпением ждали телеоператоры и фотографы.

Когда неожиданно объявили выборы мэра Москвы, Удальцов объявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру. Конечно, находясь под домашним арестом, вести избирательную кампанию затруднительно. Но ведь и у Навального шансов на победу тоже не было, все это понимали.

Но Навальный властью в Москве интересовался не слишком, он в президенты собирался. А вот Удальцов вместе с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым еще весной объявил о намерении создать коалицию на выборах в Мосгордуму.

Но Удальцов поддержки товарищей по КСО не получил: «левак» был одинаково чужд и либералам, и националистам. И даже то, что кампания вновь привлекла бы внимание к судьбе Удальцова, находящегося хоть и под домашним, но все-таки арестом, роли не сыграло. Навальный решил, что кампания и статус «единого кандидата» нужнее ему самому. На важное для него заседание КСО Навальный опоздал на полтора часа, но остальные его дождались, утерлись и проголосовали.

Но после выборов мэра Москвы Координационный совет оппозиции Навальному стал не нужен. Зачем? Он занял второе место, объявил, что ни один оппозиционный политик таких результатов раньше не добивался, объявил себя фактически единоличным лидером оппозиции.

А коллегам по совету сказал, что ни организацией, ни финансированием выборов нового состава заниматься не будет и баллотироваться в него не станет. «Третья ступень» тоже отпала.

Все логично. Нужен для раскрутки «Русский марш» – будет ходить на «Русский марш». Вредно ходить – не пойдет. В прошлом году не пошел, сказал, что заболел. В этом фотографов испугался.

Во время выборов Навальный сделал муниципального депутата Максима Каца заместителем руководителя своего штаба. Когда Кац усомнился в новой идее Навального – о сборе подписей под законопроектом о проверке тарифов ЖКХ, – вождь ответил ему просто: «Ты глупый».

А что, вождь – он и есть вождь. Ему никто не нужен: ни либералы, ни националисты, ни просто думающие люди. Хотя нет, либералы еще нужны. Они с маниакальным упорством продолжают обеспечивать ему доступ к СМИ и подтягивать новых спонсоров.

А еще либералы – эти «робкие пингвины», как назвал их великий пролетарский писатель Максим Горький, – так долго пугают себя перспективами неизбежной диктатуры или приходом к власти националистов, что в панике мечутся и ищут «сильную личность». А нашли торговца.

Теперь бывший пресс-секретарь, бывший советник, бывший кандидат в мэры «окормляет» интеллигентскую и предпринимательскую среду центральных районов Москвы, обитателей «золотой мили». Они за него голосовали, и они его финансируют.

Навальный теперь организует не митинги, а встречи с бизнесменами в Ritz Carlton. Человек, декларирующий президентские амбиции, попросту «кинул» жителей окраин и регионов, для него важнее мнение финансиста-эмигранта Сергея Гуриева.

Отбросив все отработанные прогоревшие ступени из живых людей, Навальный намерен и дальше кружиться на достигнутой орбите. Как говорят в политических кругах, эта орбита приносит Навальному около миллиона долларов дохода в год.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............