«Православие и СССР»

@ из личного архива

20 ноября 2013, 07:41 Мнение

«Православие и СССР»

Сама идея социализма-марксизма есть вредоносный разрушительный вирус, кровно связанный с идеей либерал-фашизма. Однако в СССР не было чистого социализма-марксизма, Россия вычистила из него самое вредное и гибельное для себя.

Эдуард Биров Эдуард Биров

журналист

При всем моем пиетете к Русской православной церкви, которая, убежден, является единственным залогом будущего оздоровления России, не могу принять высказывания отдельных церковных служащих или воцерковленных людей, обличающих советское прошлое, видящих в нем исключительно негативное и разрушительное.

Однако именно этим грешат зачастую представители Церкви, православные активисты, настаивающие на том, что во всем виновато проклятое советское прошлое: семью разрушили, веру убили, людей обленили, образование и воспитание похерили, личность подменили коллективом, искусство – пропагандой, стремление к божественной справедливости – банальной уравниловкой, и вообще создается впечатление, что они относятся к существенной части истории России, как к понедельникам из известной песенки, которые надо бы взять и отменить. По своему разрушительному заряду такая позиция ничем не лучше, чем тотальное отрицание всего дореволюционного и обличение самодержавия во всех бедах русского народа до 1917 года.

Ребенок, дом, семья были чуть ли не главными ценностями развитого социализма

Живой дух православия жил в русском народе даже при официальном атеизме, в том числе и по той причине, что советская власть перестала разрушать народные основы и, более того, даже возвратилась к ним в сталинское и послесталинское время. В то время как западное католичество не знало террора и разрушения церквей, но при этом внутренне – и это гораздо опаснее! – выхолащивались христианские ценности и нормы.

Во многом поэтому сейчас в Европе происходит безболезненная дехристианизация, когда легко и непринуждённо, без насилия и кровавых столкновений переделывают храмы в клубы и музеи, вводят законодательно содомию, в то время как в России все наоборот: после того как церкви в начале XX столетия насильственно превращали в клубы и музеи, в начале XXI века происходит возвращение к христианским ценностям и к Русской православной церкви.

Дабы совершить это, некоторым церковникам, по высказываниям которых зачастую судят о позиции Церкви, надо отказаться от одностороннего осмысления советской реальности и дать многоуровневую, в целом позитивную, но с указанием источника главной слабости советизма оценку этой части отечественной истории. Попытаюсь тезисно набросать свое видение по некоторым антисоветским мифам.

В Советском Союзе была разрушена семья

Это настолько нелепо и лживо, что даже странно слышать. Семью разрушали первые большевики-революционеры, которые видели в любых традициях русского народа смертельную опасность для себя. Но советская власть уже в первые после революции годы стремительно изменила эту тенденцию, а вскоре и вовсе вывела институт семьи на небывалый доселе уровень развития. «Здоровая семья как ячейка социалистического общества» – до сих пор это выражение наверняка сидит в сознании русских людей старше 40 лет.

Как вы предпочитаете называть события, произошедшие в России в октябре 1917 года?




Результаты
427 комментариев

Советское государство создало превосходные материальные условия для построения здоровой семьи (дошкольное воспитание, мощнейшая система здравоохранения, огромные и бесплатные детские курорты,) и при этом пыталось сохранить традиционные ценности внутри каждой такой ячейки. Уважение к старшим, бережное и строгое воспитание младших, ответственность за ближних, причастность к судьбе родины с младых ногтей – все это культивировалось в советском воспитании, которое, в свою очередь, впитало в себя многое из дореволюционной педагогики.

Каждый, кто хоть немного застал Советский Союз, как раз с огромной нежностью вспоминает именно отношение к детям, семейные узы и теплоту тогдашних домов, то, что, казалось тогда, жило вопреки государству, на самом же деле – во многом поддерживалось государством и охранялось. Ребенок, дом, семья были чуть ли не главными ценностями «развитого социализма».

Однако во многом благодаря железному занавесу, правда, не нами установленному, и советскому противостоянию западному капиталистическому строю российской семье удалось притормозить этот процесс, сохранить внутри себя гораздо больше человеческого тепла и высоких ценностей. Секс, жвачка, рок-н-ролл, враждебность к родителям-«предкам», антисемейная пропаганда и свобода от детей – все это пришло позже, на исходе советского проекта, и развилось уже во время тотальной «демократизации» России, ее развращения.

Советский проект лишил русских чувства хозяина

Отчасти это утверждение имеет основания, но не в такой формулировке и не с такой однозначностью. Здесь надо также разбирать по периодам и отличать советский идеологический официоз от реальной жизни. Коллективизм, в отличие от соборности, конечно же, подразумевает нивелирование личности и доведение до автоматизма и обезличения всех процессов жизнедеятельности – все это порождение материалистического сознания.

Однако на деле коллективные формы хозяйствования выливались в совместное и тесное взаимодействие коллектива и сильных личностей, тех самых хозяев. Неужели кто-то думает, что без сильных лидеров, людей, которые воспринимали свое дело и свою землю как хозяева, возможны были бы в принципе такие гигантские стройки, как Днепрогэс или БАМ? Неужели у кого-то поднимется язык сказать, что индустриализация и технологизация, запуск Гагарина в космос и строительство тысяч домов культуры, предприятий, школ, больниц, дорог и всего прочего, на чем мы сейчас живем, произошло без сильной руки настоящего хозяина как типа советской реальности, а не исключений из правила?

Изучая историю советской жизни, не сомневаешься, что герой Михаила Ульянова в фильме «Председатель» – не вымышленный, а самый что ни на есть настоящий образ советского хозяина, председателя колхоза, восстанавливающего свою землю после войны, вопреки всем препятствиям и проблемам, как системным, так и личностным.

Да, на исходе советского проекта на первые роли все больше выходили лентяи и безответственные люди, которых лелеяли и холили, не давая им ни в коем случае почувствовать себя лишними людьми, не говоря уж о том, чтобы стать бомжами, а хозяева и люди ответственные все чаще сталкивались с безынициативностью на самых верхах. Система старела, а без основы на истинных ценностях не могла себя воспроизвести в новых формах.

Если не признавать факта сохранения зерен православия в советские годы, то нельзя понять и истинную причину таких явлений, как многотысячные очереди к поясу Богородицы и кресту Андрея Первозванного в нынешние дни

Это сложнейшая проблема человечества, которая стала очевидна благодаря уникальному эксперименту советского проекта – и его надо не хаять, а благодарить наших предков за то, что они его провели и выяснили много для нас значимого. Его не надо повторять (это глупо, и те, кто призывают к созданию Союза 2.0, полагая, что они «все сделают по-другому», похожи на малыша, который упорно лезет на скользкую горку, надеясь, что на этот раз он не ударится лбом о лед), но строить будущее России надо обязательно, учитывая и эти важнейшие знания о человеческом естестве и особенностях русского человека в частности.

Советское безбожие уничтожило православную веру

На самом деле, это при всей очевидности совершенно не так. Те, кто утверждает подобное, на самом деле хотят доказать себе, что они не поняты, так как не осталось православных на Руси (либо их слишком мало). Это позиция малодушная и лживая. Да, в те периоды, когда советская власть проводила агрессивное уничтожение Церкви и веры (а надо сказать, что это было не сплошняком все 70 лет, но отдельными периодами), был нанесен огромный вред официальной поверхности православия.

Многие из нас разучились ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, видеть в церковном бытии глубинный смысл, освященный поколениями наших предков. То есть прервалась официальная традиция православия в широких кругах народа. Однако в душах, в культурном коде, в поведенческих мотивациях православие осталось и сохранилось во всей своей небывалой силе и твердости. Эти зерна, не всегда даже осознаваемые самими людьми, прорастают сейчас в народе и дают основания Русской православной церкви заявлять о возрождении веры и религиозного чувства граждан России.

Если не признавать факта сохранения зерен православия в советские годы, то нельзя понять и истинную причину таких явлений, как многотысячные очереди к поясу Богородицы и кресту Андрея Первозванного в нынешние дни.

А если мы признаём, что во время советского проекта сохранилось нечто самое важное в русском народе, то объяснить это только жертвенным служением отдельных священнослужителей и подпольных православных активистов невозможно, так как речь идет о массовом общенародном явлении. О том, что, к примеру, многие партийные коммунисты, в советское время ни разу вблизи не видевшие алтарь, в 90-е годы пришли в церковь и почувствовали себя там как дома.

Как? Почему?

Да по той причине, что советская власть волей-неволей большую часть своей истории сохраняла и даже развивала многие высшие ценности, традиции и нравственные нормы русского мира. Те самые, что всегда отстаивала и развивала в людях Церковь – любовь к ближнему, порядочность, честность, нестяжательство, чувство Родины, доминирование общего над частным и в то же время ответственность личности за судьбы близких, стремление к нравственному самосовершенствованию, неприятие розни и унижения каких-то групп людей, справедливость, праведность... Что это, если не православие, пусть и не в полном своем проявлении?

Советский интернационализм лишил русских национальности

Часто еще добавляют: русский перестал чувствовать себя главным на своей земле. Это ложь, абсолютная наглая ложь. Та самая, которую сейчас пытаются продвинуть люди, критикующие первые попытки России стать евразийской державой и не отвергнуть от себя Среднюю Азию и Кавказ.

Многие поддаются подобной лжи, так как ориентируются на идею большевистского интернационализма в первые годы советской власти, которая (идея большевизма) действительно имела своей главной целью уничтожение идентичности русского народа. Однако советский интернационализм кардинально отличается от большевистского интернационала.

В Советском Союзе как новой форме российской империи интернационализм принял форму идеи дружбы народов, основанной на доминирующей роли русского языка и русской культуры.

Возвращение в школьную программу Пушкина и всех классиков, колоссальное почитание русской поэзии и литературы, которую вынуждены были выучивать назубок и казах, и азербайджанец, и прибалт, и сам русский, обращение через классику ко многим христианским мотивам, к традиции и историческим победам русского народа, воспитание всех народов в духе единства и взаимовыручки, любовь к Москве как к сердцу большой Родины – все это было частью осознанной национальной политики, сочетаемой с идеей интернационализма.

Русский народ и русская культура, несмотря на ограничения в религиозности, получили максимально возможное раскрытие в условиях советского проекта. И произошло это во многом благодаря действиям советской власти. В частности, благодаря Сталину, одна только речь которого с благодарностью к русскому народу за победу в Великой войне является несомненным тому подтверждением.

Безусловно, сама идея социализма-марксизма есть вредоносный разрушительный вирус, кровно связанный с идеей либерал-фашизма – их общим источником является воинствующий материализм, отрицающий и опровергающий Бога. Однако в Советском Союзе не было чистого социализма-марксизма, Россия переварила этот идеологический вирус и фактически вложила в его формы свое нутро, вычистив из него самое вредное и гибельное для себя.

Советский опыт не надо повторять, как не надо повторять опыт царской России или, скажем, Киевской древней Руси. Но изо всех этих периодов необходимо извлечь лучшее, сохранить традиционную основу русского миросознания и, творчески дополнив, создать современную форму существования Русской цивилизации, раскинувшейся по всей Евразии. Обретя себя и свою целостность, мы автоматически станем центром притяжения для всех сил, отстаивающих христианство, традицию и человеческую норму и противостоящих силам, распространяющим разврат, раздор и ценности «золотого тельца».

Источник: Блог Эдуарда Бирова (публикуется с сокращениями)

..............