«Тонкий расизм»

@ из личного архива

24 августа 2012, 17:05 Мнение

«Тонкий расизм»

Норвежский суд признал общественную опасность «инцидента с Брейвиком» достаточно ограниченной, не заслуживающей того, чтобы изменять гуманные принципы норвежского правосудия. И это мне представляется правильным.

Егор Холмогоров Егор Холмогоров

Публицист

На самом деле, приговором Брейвику на 21 год норвежская фемида проявила неприкрытый расизм.

Сейчас объясню, почему.

#{image=656654}Своим приговором норвежцы признали, что Брейвик вменяем, действовал осознанно и обдуманно и высказанные им намерения и его действия не расходятся между собой. При этом он готов был на смертную казнь, если бы его приговорили.

Совершенно очевидно, что в логике европейского сознания кажущийся нам очень мягким приговор Брейвику отнюдь не воспринимается как сигнал «налетай, подешевело». Я с большим трудом могу представить себе европейцев, даже ультраправых, которые, рассчитывая получить не более 21 года, отправляются массово убивать сограждан и даже иммигрантов.

Другими словами, норвежский суд признал общественную опасность «инцидента с Брейвиком» достаточно ограниченной, не заслуживающей того, чтобы изменять гуманные принципы норвежского правосудия.

И это мне представляется правильным. Система гуманного правосудия – выдающееся завоевание европейской цивилизации, дававшееся долго и с трудом. Я, конечно, скорее соглашусь с Брейвиком, который обозначил себя как сторонника смертной казни, что в некоторых вопросах эта система перебарщивает с гуманизмом. Но тем самым она создает гарантию от массовых убийств под видом правосудия, каковые, конечно, гораздо отвратительней, чем массовые убийства «в частном порядке».

Возможно, для условий «военного положения» такая система _слишком_ гуманна и нуждается в изменении. Но когда речь идет об одном изолированном инциденте (а здравый смысл заставляет признать, что если Брейвик не одинок в своих идеях, то его методы – это именно «инцидент», нечто изолированное и нетипичное), то менять систему ради этого инцидента выйдет себе дороже.

Совершенно иначе дело повернулось бы, если бы на месте Брейвика был столь же массовый убийца, но звали бы его Юнус Акбар или как-то вроде того. 21 год вместо пожизненного или смерти ему был бы воспринят многими из его соплеменников и единоцивилизационников как свидетельство:

а. слабости норвежского правосудия и государства;

б. как карт-бланш на новые убийства.

Приговор Брейвику не создает угрозы повторения (и даже, скорее всего, рецидива).

Приговор представителю другой культуры и другого менталитета создает угрозу эпидемического заболевания.

Поэтому если бы такой приговор был вынесен какому-нибудь Юнусу, то я бы счел поведение норвежцев безумием.

В приговоре же Брейвику я вижу умный тонкий расизм и расчет на то, что все умные люди и никто больше так делать не станут.

Источник: Блог Егора Холмогорова

..............