«Китайский идеал»
5 апреля 2012, 15:45 Мнение

«Китайский идеал»

С точки зрения работодателя из Китая, в России люди избалованы или, как говорят правые, «закрепощены Трудовым кодексом» и развращены социальной опекой государства. В сравнении с «китайским идеалом» россияне работают мало, а спят – много.

Василий Колташов Василий Колташов

руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Россияне обожают порассуждать о «ленивых греках» или «избалованных французах и немцах». Итальянцев, испанцев либо португальцев бывает приятно вслед за частью прессы обвинить в нерадивости и неумении работать, в мыслях став неким абстрактным работодателем и «великим ценителем труда». Но как выглядят сами россияне в глазах китайского бизнеса?

Нередко помещения китайских предприятий «украшают» плакаты назидательного содержания: «Лучше хорошо работать сейчас, чем искать работу потом

Условия труда в Поднебесной справедливо считаются одними из самых тяжелых в мире. И чтобы по-китайски оценить отечественного работника, необходимо описать особенности трудовой практики в КНР. Рабочий день на предприятиях Поднебесной зачастую продолжается 12–14 часов и более. Многие люди вынуждены трудиться без выходных, например, как на фабриках-поставщиках корпорации Apple. Однако не стоит думать, будто это ведет к высокой оплате. Хотя средняя заработная плата в китайских городах колеблется от 300 до 800 долларов, но месячный заработок выходца из сельских районов страны на южных фабриках составляет примерно 200 долларов. В час работник зачастую получает 0,8 доллара. Однако это значительно больше, чем доходы крестьянина.

Отличной иллюстрацией трудовых будней китайского рабочего может служить документальный фильм «Голубой Китай». В КНР он, разумеется, запрещен как чрезмерно правдивый. Его нелишне посмотреть всем, кто еще верит, будто бы Китай – это некая социалистическая страна, или тем, кто пытается убедить соотечественников, будто нам давно пора перенять у Китая «все хорошее». В Поднебесной нет единой пенсионной системы и реализованы многочисленные меры из арсенала мечтаний самых жестких либеральных экономистов. Нередко помещения китайских предприятий «украшают» плакаты назидательного содержания: «Лучше хорошо работать сейчас, чем искать работу потом» или «Трудолюбивый китаец не считает время, он думает о других».

Все это отнюдь не означает, будто в России существуют превосходные трудовые порядки. Но с точки зрения работодателя из Поднебесной, в нашей стране люди избалованы или, как говорят российские правые, «закрепощены Трудовым кодексом» и развращены социальной опекой государства. В сравнении с «китайским идеалом» россияне работают мало, а спят – много. Рабочие Поднебесной имеют право на восьмичасовой рабочий день и должны трудиться не более 44 часов в неделю. Все это, увы, не имеет отношения к действительности. Зато в отношении выходных закон четко встает на сторону нанимателя: работнику в неделю полагается один выходной, но без него можно законно обходиться на бумаге, организуя труд по-другому, не столь «старомодно».

На улицах китайских городов часто можно видеть спящих людей. Но это не нищие; измотанные люди просто не имеют сил добраться домой. В КНР недосыпание является общенациональной проблемой. Нарушением сна страдают 40% жителей страны, что является следствием хронического переутомления. По оценке Шанхайского детского медицинского центра, свыше 70% китайских детей недостаточно спят. Проблема является более острой в индустриальных восточных областях, нежели в западных регионах. Власти умело сводят проблему детского сна к недостаточному вниманию родителей или учителей, задающих слишком много уроков. Но независимые наблюдатели полагают, что всему виной труд.

Китайская пресса, государственные чиновники и деловые круги нередко попрекают работников низкой склонностью к жертвенному поведению. Неолиберальные экономисты жалуются на дороговизну китайских рабочих, и это действительно является проблемой для экономической модели КНР. Западные потребители все более возмущаются удорожанием китайских товаров, на деле отражающим обесценивание валют. Китаю все сложнее уменьшать себестоимость товаров, поскольку выжать больше сил из «трудолюбивых китайцев» вряд ли возможно. При этом завоевание мирового лидерства в конкуренции на рынке рабочей силы не радует работников. Доля Китая в мировой статистике самоубийств составляет 30%. Уровень их распространения вдвое выше среднемирового. Наиболее подвержены суицидальным настроениям люди в возрасте от 15 до 34 лет.

Дешевизна рабочей силы в КНР, ее сверхэксплуатация благодаря нормам ВТО не рассматривается в качестве демпинга. Можно ли назвать такой подход справедливым? Следование китайскому трудовому стандарту – это путь регресса. Он предполагает ликвидацию государственной пенсионной системы, уничтожение трудового права. В самом Китае люди далеко не в восторге от существующих условий работы. Социальная защищенность и наличие трудовых прав не кажутся работникам злом, лишающим их конкурентного преимущества. Им это так называемое преимущество не дает ничего. Большинство работающих китайцев не только не ощущают себя счастливыми, но и лишены полноценной человеческой жизни, вынуждены много и тяжело работать. Нелегко приходится и детям.

Китайские трудовые стандарты в глазах мирового неолиберального лобби являются тем, что обязаны повторить все народы. Однако это Китай повторяет ранее существовавшие в Европе и Америке стандарты. Англия первой половины XIX века с точки зрения трудовых отношений и Поднебесная сегодня – необычайно похожи. Означает ли это, что Китаю удалось обогнать Европу и Соединенные Штаты в развитии, или он лишь нарастил индустриальное производство? Может быть, не европейцы чересчур мало трудятся, а наоборот, китайцы работают невыносимо тяжко? Может быть, несправедливо осуждать людей за леность из-за того, что они имеют два выходных в неделю? И к чему вообще нужно стремиться? Вряд ли подобные вопросы остудят мечту неолиберальных экономистов о том, чтобы навязать китайские трудовые стандарты всей Европе.

Итак, выходит, что в глазах китайского мудреца от коммерции россияне избалованы, чрезмерно сонливы и совсем не стремятся к жертвенному труду. Они тратят время на внерыночные проблемы: детей, друзей и разные развлечения. Трудовая энергия распыляется, вместо того чтобы в выходные дни производить лимонный сок из выжатых шкурок. Но самое печальное, с точки зрения китайского бизнесмена, это то, что трудящиеся России совершенно не хотят конкурировать с «трудолюбивым китайцем». Правда, справедливости ради надо сказать, что и он не является таковым, а просто насильно поставлен в столь тягостные условия.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............