«Больно, но не смертельно»

@ из личного архива

28 марта 2012, 11:47 Мнение

«Больно, но не смертельно»

Хотим мы того или нет, но современный мир устроен так, что если страна не может предложить ничего существенного глобальному рынку, то она обречена на бедность и технологическое отставание. Не так важно, что предлагать глобальному рынку – русскую нефть, китайские игрушки или новомодный смартфон.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Всем хорошо известно, что, несмотря на хорошие долговые и макроэкономические индикаторы, у России есть слабое место – зависимость от цен на нефть. В своем недостатке в глобальном мире  мы, кстати, не одиноки, у каждой страны есть свое слабое место. США, мягко сказать, зависят от покупателей своего суверенного долга, при этом любая экспортная экономика, а не только российская, зависит от внешнего спроса, т.е. очень чувствительна к колебаниям мирового делового цикла. Хотим мы того или нет, но современный мир устроен так, что если страна не может предложить ничего существенного глобальному рынку, то она обречена на бедность и технологическое отставание. Не так важно, что предлагать глобальному рынку – русскую нефть, китайские игрушки или новомодный смартфон. Главное, чтобы за свою продукцию можно было выручить достаточное количество долларов. За данные вечнозеленые бумажки можно купить все или почти все в современном мире.

Словоблудие, митинги и прочая оранжевая оппозиционная активность будут продолжаться

Несколько дней назад международное рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало исследование, посвященное зависимости России от цен на нефть. S&P полагает, что в случае снижения и стабилизации средней цены на российскую экспортную смесь Urals до 60 долларов суверенный долгосрочный рейтинг России может снизиться на три ступени. Сейчас наша страна имеет следующие рейтинги от S&P: по обязательствам в иностранной валюте – долгосрочный BBB со стабильным прогнозом и краткосрочный A-3, по обязательствам в национальной валюте – долгосрочный BBB+ со стабильным прогнозом и краткосрочный А-2. Соответственно, если данный сценарий сбудется, по мнению S&P, суверенный рейтинг России покинет инвестиционную категорию и окажется в мусорном сегменте.

Возможно, эксперты S&P в чем-то неправы, однако в любом случае падение цен на нефть примерно в два раза, а именно данный сценарий рассматривает агентство, будет однозначно означать значительное ослабление рубля, рост инфляции, серьезные бюджетные проблемы и обесценивание российского рынка акций. Вместе с тем стоит внимательно посмотреть, насколько реально вероятен данный сценарий.

Конечно, сначала «арабская весна», а теперь нынешняя ситуация на Ближнем Востоке обеспечивают неплохую премию в цене на нефть. Я уже отмечал, что с точки зрения экономики Россия больше выиграла, чем проиграла от событий в Ливии. Однако ситуация может разрешиться миром, премия уйдет, вместе с тем вряд ли военная премия превышает 20 долларов за баррель. Точную цифру не знает даже самый лучший трейдер мировых сырьевых площадок. Поэтому обвального снижения цен на нефть ожидать не стоит.

Суверенный дефолт одной из проблемных европейских стран или банковский крах, сопоставимый с Lehman Brothers, сейчас очень-очень маловероятны. ЕЦБ делает все, чтобы избежать самого негативного сценария. Однако даже если данный сценарий станет реальностью, это будет больно, но не смертельно. Падение цен на нефть будет краткосрочным, как в 2008-м. Экономика отрасли, прежде всего себестоимость новых проектов, и антикризисные меры мировых монетарных властей, как и четыре года назад, выведут цены на черное золото на приемлемый уровень. Финансовые резервы России позволят нашей стране пережить короткое непростое время, а биржевые спекулянты вновь получат шанс скупить бумаги по смешным ценам. В недавний кризис долларовый индекс РТС упал ниже 500 пунктов, однако сейчас он торгуется около 1700 пунктов. Его основу составляют акции именно нефтегазовых компаний. Кто вовремя купил, наверно, уже неплохо продал.

Есть, конечно, самый негативный сценарий, который предполагает, что мировую экономику ждет длительный и значительный спад, который вызовет серьезное падение спроса на сырье, что приведет к значительному падению цен и объемов поставок.  Но пока он практически исключен, особенно на фоне улучшения ситуации в экономике США. Впрочем, если все же мир пойдет по этому пути, у нас будет не самая плохая ситуация. Без  нефти и газа мир не проживет, а вот без некоторых других традиционных экспортных товаров обойтись сможет. При этом нам будет не так обидно, ведь в новом мире будем бедны не только мы, но и все остальные. В целом можно сделать вывод, что у страха глаза велики, и негативный сценарий S&P c очень высокой вероятностью является обычной страшилкой.

В заключение пару слов о политике. С ценами на нефть всегда были связаны надежды российской оппозиции. Однако выборов в ближайшее время не будет, и, как было показано выше, действительно негативный сценарий практически исключен. В свое время знаменитый американский нефтяник, один из первых в истории долларовых миллиардеров,  Жан Пол Гетти сказал: «Кроткие наследуют землю... Но права на добычу нефти получат сильные». Мир не сильно изменился с тех пор. Нефтяные запасы России до сих пор не дают покоя спонсорам и кураторам некоторых наших оппозиционеров. Слишком жирный кусок не достался победителям в недавней холодной войне. А значит – словоблудие, митинги и прочая оранжевая оппозиционная активность будут продолжаться. К этому, видимо, надо относиться как к данности. Ведь многие наши профессиональные оппозиционеры просто не могут или не хотят зарабатывать по-другому.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............