«Свобода Сети»

@ из личного архива

8 февраля 2012, 18:18 Мнение

«Свобода Сети»

Желающих навязать свои порядки в Сети сегодня хоть отбавляй. Но главная проблема состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов борются не с самими преступниками, экстремистами, сутенерами, наркоторговцами.

Борис Пантелеев

эксперт центра правовой помощи журналистам, консультант комиссии общественной палаты по вопросам СМИ

Каким быть регулированию в Сети, активно обсуждали целую неделю в столице России. На Форуме Международного дня безопасного Интернета в Москве специалисты и общественники жарко спорили, по какую сторону между контролем и цензурой сейчас находится Рунет и как ему следует развиваться далее.

По поводу столь популярных сегодня гомосексуальных и лесбийских связей наши законодатели скромно промолчали

Надо сказать, что желающих порулить и навязать свои порядки в Сети сегодня хоть отбавляй. Эксперты единодушно признали, что в Рунете часто можно столкнуться с экстремизмом, тем более что существующие формулировки этого явления весьма расплывчаты. Но главная проблема состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов борются не с самими преступниками, экстремистами, сутенерами, наркоторговцами, а за показатели собственной активности и прикрытие информации о существовании нерешенных проблем.

Думаю, что достичь единства в подходах к трактовкам закона о противодействии экстремизму, равно как и других законов, регулирующих деятельность и отношения пользователей Сети, в России будет весьма трудно. Так, принятый с огромным трудом федеральный закон РФ № 436 об ответственности за распространение информации, вредной для воспитания подрастающего поколения, уже устарел морально и технически еще до своего официального введения в действие, которое было отсрочено до 1 сентября 2012 года.

Дело в том, что указанный нормативный акт по примеру памятной специалистам инициативы начала 2000 года ряда стран Европейского союза вводит маркирование всего размещаемого в онлайне и офлайне информационного контента строго с учетом возраста потенциальных потребителей. Требование сформулировано весьма жестко и неопределенно, без экспертов часто не обойтись. Цена подобных экспертных услуг уже сложилась на довольно высоком уровне, и этот сегмент бизнеса подвинуть уже вряд ли удастся. Особенно в вопросах оценки таких неоднозначных понятий, как добро и зло, что предполагается регулировать ФЗ № 436.

Кроме того, изменились и сами моральные тренды, например модные темы в эротике и порнографии. Так, в нашем законе особую тревогу вызывают подробности половых отношений «между мужчиной и женщиной», а по поводу столь популярных сегодня гомосексуальных и лесбийских связей наши законодатели скромно промолчали. Получается, что эта практически топовая в Сети тема и не является проблемной для современной морали! Но самое печальное то, что в 2010 году страны ЕС и Япония уже вынуждены были отказаться от этого «простого и быстрого» принципа маркировки информационного контента как морально и технически ущербного.

Действительно, сегодня уже более 60% информации потребители скачивают с мобильных интернет-устройств, доля таких гаджетов постоянно растет. Размещать на экранах планшетов метки «кроме детей до 14 лет» крайне неудобно. Но главная проблема даже не в этом, научно-технический прогресс ушел далеко вперед, разработаны принципиально новые интеллектуальные решения, позволяющие игнорировать ранее обязывающие ограничения.

Поэтому практически неперспективным признано составление черных списков нежелательной информации и опасных сайтов. Куда более важно предложить потребителям и особенно детям качественные белые списки и целые доменные зоны с актуальным, полезным и качественным контентом.

Системы поиска и идентификации потенциально опасной информации, впрочем, тоже совершенствуются и развиваются, что убедительно продемонстрировали представители нескольких отечественных IT-компаний.

Однако главный вывод заключается в том, что органы власти не способны решить проблему безопасности Рунета исключительно репрессивными мерами и законодательным регламентированием. Роль общественных структур в этом вопросе остаётся самой важной.

А возможность саморегуляции Интернета необходимо реализовывать с учетом нахождения баланса интересов самых разных участников этого процесса. Как минимум три группы игроков активно заявили о своей заинтересованности в скорейшем разрешении этой проблемы. Во-первых, это представители бизнеса, в частности большой тройки мобильных операторов, которые сыграли значительную роль в подготовке и проведении форума. Во-вторых, это несколько крупных общественных организаций, между которыми, впрочем, нет единодушия по целому ряду принципиальных вопросов. В-третьих, это радикально настроенные местные родительские комитеты, сетевые дружинники, союзы пострадавших от сетевых мошенников, которые требуют немедленной справедливости.

Важно, чтобы все эти группы влияния могли изложить свои подходы и активно участвовать в разработке новых принципов саморегулирования в Рунете. Для этого предложено, в частности, провести в Сети обсуждение закона об Интернете, то есть с учетом накопленного опыта повторить путь, который в 2011 году уже прошел законопроект «О полиции».

Эксперты почти сошлись на том, что нормы закона, а также морали и нравственности, действующие в обычной жизни, одинаково могут и должны действовать и в Рунете. С другой стороны, при подобном подходе нельзя исключить, что свобода Сети при отсутствии эффективного и справедливого правосудия может со временем превратиться во вседозволенность.

Поэтому и должны существовать, уточняться, развиваться специальные корпоративные нормы и профессиональные самоограничения, которым нужно следовать для гарантий свободы самовыражения, и это не может считаться цензурой.

Источник: Блог Общественной палаты

..............