«Русский бренд»

@ zagorsk.ru

9 ноября 2012, 12:21 Мнение

«Русский бренд»

России нужна своя «легенда бренда», и надо отметить, сейчас ее не существует. Очень важно, чтобы эта легенда была создана русскими и для русских, потому что иначе ее создадут ее враги. Почему враги?

Михаил Диунов Михаил Диунов

кандидат исторических наук, публицист

Надо вернуться к теме, занимающей меня уже не первый год, – «конструирование прошлого» (можно найти по списку публикаций в журнале), то есть выстраивание некоей актуальной национальной мифологии таким образом, чтобы русский народ получил некий большой культурно-исторический комплекс, который позволил бы русским достойно представлять себя в качестве великой исторической нации. Но теперь я затрону не создание национального исторического мифа, а вернусь к более материальным аспектам.

Соревнование наций и стран подобно соревнованию брендов на рынке

Почему это важно? Потому что в современном мире на какую-либо значимость могут претендовать только те нации, которые обладают тем самым культурно-историческим комплексом, который в свою очередь позволяет им «продавать» (что продавать? да все что угодно). Причем слово «продавать» надо понимать здесь весьма широко, начиная от интереса к стране с точки зрения туризма (понятно, что никто не поедет в никому не известную Замухляндию, где из достопримечательностей сохранились только два старых сарая 19-го века), и заканчивая брендом «____ качество» (вписать – «английское», «немецкое», «японское» и т.д.). Все это может базироваться лишь на том самом культурно-историческом мифе. Вообще, по большому счету, все это в понятиях маркетинга может быть описано как «легенда бренда».

Так вот России и русскому народу нужна своя «легенда бренда», и надо отметить, сейчас ее не существует (то, что есть у нас сейчас, – это жалкие остатки старого имущества недоразоренного советскими людьми и накопленного еще в 19-м веке). Очень важно, чтобы эта легенда была создана русскими и для русских, потому что иначе ее создадут (да уже в значительной мере создали и уж точно «над этим работают») ее враги. Почему враги? Да потому что выгодно. Соревнование наций и стран подобно соревнованию брендов на рынке, и черный пиар и «черные легенды» играют в мировой конкуренции наций не меньшую роль, чем в борьбе товаров за кошелек покупателей. Кстати, надо упомянуть, что отнюдь не все народы и государства даже сейчас имеют свою «легенду бренда» (хотя европейские имеют почти все) и не у всех эта легенда написана ими самими, кто-то вынужден кривляться на сцене, играя в пьесе, написанной заморским дядей. Проблема русских сейчас именно в том, что русская «легенда бренда» проработана очень плохо, что позволяет вбрасывать периодически всякие похабные вещи в якобы русском стиле, начиная от «матрьойщка-баляляйка» в лубочном стиле и заканчивая различными «ватниками».

Русская «легенда бренда» начала основательно разрабатываться в 19 в., несколько позже, чем у лидеров в данной области – французов и англичан, но вполне на уровне с немцами и существенно опережая многие другие народы Европы. На русский бренд работала вся русская культура и наука 19-го века, которая в итоге своими достижениями поставила русских в число ведущих мировых наций. Но роль науки и культуры в мире – это не совсем бренд. Бренд – это именно что совокупность культурно-исторической значимости, материального бэкграунда, неких визуализируемых объектов, которые воспринимаются как символы, и уже совершенно нематериальных понятий, наподобие того, о чем в маркетинге говорится как о «стиле Бентли» или «швейцарских часовых традициях». Над этим тоже работали. Здесь наибольшие достижения были получены в музыке (русская классика), в архитектуре (русский ампир, русско-византийский стиль и «старорусский» стиль), русской «высокой кухне» и в том, что можно описать как военный стиль (русско-прусская военная мода). Все эти четыре явления имели совершенно общемировое значение, оказывали влияние на другие народы и вообще, что называется, «были замечены».

Имелись, впрочем, и неудачи. Русские так и не продвинулись в отношении традиционного костюма (хотя очень серьезная работа в этом направлении велась, начиная с Николая I с его разработками в отношении «платья русского стиля» для дам-аристократок, и при Александре III и Николае II с их интересом к допетровской истории, тут интересующиеся могут поискать фотоматериалы по известнейшему феральскому балу 1903 г.).

Источник: Блог Михаила Диунова

..............