«Рождение нового мира»
6 июля 2011, 12:43 Мнение

«Рождение нового мира»

День независимости современной России – крайне слабый островок. Нужно двинуться дальше в плоть истории Российского государства и найти там опорную дату, с которой можно выстраивать собственную государственность.

Ивар Максутов

религиовед, председатель Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени Ломоносова

4 июля Соединенные Штаты Америки отпраздновали помпезно, как всегда на протяжении уже не одной сотни лет, День независимости. Это праздник, который связан с некоторым периодом в истории Штатов, обросшим невероятным количеством мифов и легенд. По сути, он является религиозным праздником.

#{best_opinions}День независимости США, мифы об отцах-основателях, мифы, связанные с созданием декларации независимости, с созданием конституции, с освободительной войной и еще огромное количество мифов в американской культуре, собственно, и создают плоть американской истории, представление о том, что такое Америка, что это за государство, что за культура, что за мир и что за цивилизация. Это сегодня и позволяет Америке захватывать умы и сердца по всему миру.

Эта мифология начала формироваться во время революционной борьбы 13 британских штатов за независимость. Та мифология, которой мы обладаем сегодня, позволяет американцам чувствовать, что произошло не просто освобождение 13 штатов, первого поколения американцев, а рождение целой цивилизации, целого мира.

Множество мифов, которые сегодня внедряются в Америке, скажем, в школах, вузах, воспоминания в семейной жизни, всевозможные театральные постановки, те ритуалы, которых современная российская история лишена, поскольку отказалась от советского прошлого (за исключением разве что Великой Отечественной войны), то, что у нас сегодня вымыто из ткани истории, что мы не ощущаем корнями, американцы стали воспроизводить очень активно в начале XX века. Не просто отмечать событие фейерверками и спортивными играми, а стали воспроизводить это в культуре, воссоздавать события прошлого в настоящем, как бы соединяясь с теми, кто совершал революцию.

Для американцев это не рождение отдельной американской нации или отдельного государства в центре американского материка. Это рождение нового мира. И какие-то особенности, вроде нестыковки дат или что в действительности независимость Америки де-юре стала возможной только при подписании версальского мира с Великобританией, это все отходит на второй план.

Если взять отдельные страны Европы, то внутренние проблемы и конфликты между регионами затмевают проблемы общенациональные. Оказывается, что это проблема или история не страны, а отдельного региона. Скажем, мы знаем, что в Италии есть конфликт между югом и севером. Богатый север не хочет платить за бедный мафиозный юг. Говорить о Германии как о едином государстве также довольно трудно. Ее единство было создано штыками, а единство триумфальное связано с историей национал-социализма. У Франции бесконечная история революций, смен демократического правления монархическим и обратно. Они помнят славные страницы собственной истории, но там к политическим фактам относятся скорее как к забавным казусам.

Для Америки проблема 13 штатов была действительно очень острой, потому что это дело считали не национальным, а отдельных штатов. Но здесь очень важен момент «плавильного котла», в котором переплавились нации, в котором они объединились, что и позволило принять единую мифологию. Люди, приехавшие в Америку, должны были отказаться от собственной истории. Сохраняя культурную самобытность, они должны были принять наднациональную идентичность Америки. Благодаря возникновению мифа, удалось объединить целую нацию в  этом наднациональном пространстве.

Показательный момент – Барак Обама приезжает, скажем, в Ирландию и обращается к ирландцам, называя их своими братьями, потому что у него есть кусочек ирландской крови. Он с таким же успехом может приехать в Ирак, в Пакистан или в Африку и тоже обратиться к ним как к братьям. Барак Обама в этом смысле замечательный прецедент в истории Америки, который предложил максимально широкое пространство для объединения. В своем роде это такой образ Христа, в котором объединились и эллин, и иудей. Для американцев это потрясающий символ объединения.

Для очень многих стран отсутствие такой идеологии – проблема. С этим сталкивается Европа в создании собственного глобального проекта, с этой же проблемой сталкивается Россия. Необходимо найти тот островок в прошлом, от которого мы сможем отсчитывать собственную историю. День независимости современной России – крайне слабый островок. Нужно двинуться дальше в плоть истории Российского государства и найти там опорную дату, с которой можно выстраивать собственную государственность. С которой необходимо знакомить не просто на уроках истории, а возрождать в практике, в ритуале, так, чтобы молодое поколение напитывалось этой историей. Иначе история российского государства может быть крайне короткой.

Источник:  Russia.ru

..............