«Высшее для высших»

@ er.ru

5 июля 2011, 17:10 Мнение

«Высшее для высших»

Формат ЕГЭ поднимает вопрос: а какова, собственно, причина, по которой устремленность в высшее образование стала массовой? Почему все выпускники школы являются претендентами на то, чтобы продолжать обучение?

Леонид Поляков Леонид Поляков

доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ

Формат ЕГЭ поднимает вопрос: а какова, собственно, причина, по которой устремленность в высшее образование стала массовой? Почему все выпускники школы являются претендентами на то, чтобы продолжать обучение? Мы знаем, что в тех странах, у которых мы заимствуем образовательные стандарты и процедуры, те, кто проводит политику образования, не боятся прослыть антидемократами, заранее ранжируя школьников.

Мы все еще не можем избавиться от советской инерции – советское общество было обществом знания

Надо понимать, что высшее образование для высших. Понятно, что не в расовом и ни в каком другом смысле, но это особая мотивация, особая предрасположенность человека. Мы все еще не можем избавиться от советской инерции – советское общество было обществом знания. Марксизм провозглашал, что мы открыли окончательную истину, задача каждого человека ее познавать, вплоть до смерти обучаясь в институтах марксизма-ленинизма. Устремленность общества к тому, чтобы все были универсалами знания, задавала эту высокую планку. Статус обладателя диплома высшего образования был востребован. В сегодняшнем обществе я не вижу причин, почему эта инерция может продолжаться. Влияние старшего поколения или же престиж, который дается с приобретением некоей книжечки.

В реальной же практике мы видим, что спрос на профессии, которые не требуют диплома о высшем образовании, растет. Мы должны рассматривать вопрос о ЕГЭ в этом контексте новой демократизации. Потому что демократизация, которую мы первоначально взяли как образец, была инфицирована, как ни странно, элитной иерархичной традицией советской эпохи. Где под скорлупой всеобщего равенства на самом деле существовало очень иерархиезированное общество, где люди очень четко различали, к какому слою кто принадлежит. И вот эта устремленность вверх, забота о том, чтобы попасть в правильный социальный лифт, пронизывала это общество, формально равных, но по сути глубоко неравных. Кстати, оно и дало этот эффект 90-х годов. Все, что мы пожинаем и сегодня, – демонстративное потребление, Мерседесы, рублевки, часы за миллион, это оттуда.

В контексте новой демократизации, когда мы принимаем друг друга не потому, что на ком-то часы за миллион или кто-то приезжает в «Бентли», а на более глубинных человеческих основаниях, вопрос о том, чтобы всем обладать дипломами о высшем образовании, должен сниматься. Ты в любом месте, в любой должности, с бумажкой или без просто должен показать, на что ты способен. Твой вклад в общество делает тебя востребованным, а вовсе не некая высшая позиция.

В этом смысле ЕГЭ – правильная дорога. Он дает тебе право поступать, но не принуждает тебя поступать. Ты можешь распорядиться этим правом. Это придает человеку, который выпускается из школы, внутреннее спокойствие. У тебя всегда есть шанс, если ты захочешь, с опытом убедишься, что тебе это важно.

Источник: Russia.ru

..............