«Ударит по престижу военной профессии»

@ из личного архива Владислава Шурыгина

21 июня 2011, 12:47 Мнение

«Ударит по престижу военной профессии»

Идея создать двухлетние курсы обучения младших командиров притягательна, потому что экономит деньги налогоплательщика. Но никто не объясняет – а что же будет за статус у нынешнего офицера? Если у нас в стране существует пятилетнее высшее образование, после которого человек получает диплом, то кем же будет офицер-выпускник, закончивший два года?

Владислав Шурыгин Владислав Шурыгин

военный эксперт

В советское время система военного образования была трехступенчатой, правильно сказать даже – четырехступенчатой. Это суворовские училища, куда ребята после восьмого класса поступали и после них без экзаменов принимались как готовые уже курсанты в военные училища, которые являлись, собственно, уже первой ступенью. Их диплом приравнивался к диплому общесоюзного образца о высшем образовании. Оттуда выходили лейтенанты по различным специальностям, которые на протяжении ближайших семи–восьми лет продолжали службу. Как только офицер выходил на определенный уровень – обычно это командир батальона или замкомандира полка, образование нужно было продолжать. И эти люди отправлялись учиться в академии. Академии разных родов войск готовили уже старших командиров, начиная от уровня командира полка и вплоть до командира дивизий. Это были уже руководители. Три года обучали в академиях, после чего люди уходили служить в войска и, когда дослуживались, некоторым из них, которые имели наибольшие успехи, прошли через горячие точки, показали себя, предлагалось поступать в Академию Генерального штаба или на курсы «Выстрел» – были такие высшие офицерские курсы. Они выпускали уже высший командный состав, людей, которые командовали армиями, корпусами, округами и уходили в руководство Вооруженных сил.

Это ударит по престижу военной профессии и понизит общий уровень образованности военных, который сейчас и без того не очень высок

Эта стройная система, которая существовала на протяжении почти 60 лет, полностью разрушена. Практически до основания. Потому что реформаторы считают, что она не удовлетворяет сегодняшним гибким требованиям. Можно долго рассуждать, удовлетворяет она или нет, но скорее нужно говорить о том, что же в итоге получилось.

На данный момент уже два года нет набора в военные училища, все академии с этого года будут переходить на шести–десятимесячные курсы подготовки. И вся система будет выстраиваться примерно под натовскую систему, которая предусматривает курсовую подготовку.

Натовская или американская система основывается на том, что человек после университета, который решил посвятить себя службе в армии, заканчивает двухгодичные курсы офицера, после чего идет служить в войска. По мере продвижения по служебной лестнице, занимая каждую следующую ступень, он проходит некие курсы – на несколько месяцев его отправляют на курсы, например, командира роты, после чего он занимается командованием ротой.

Если в американской армии это отработано годами и сложилось в систему, то мы только пытаемся что-то сделать. И проблем очень много.

Американцы не имеют недостатка в офицерском корпусе. Людей, желающих после гражданского вуза продолжить службу офицером, у них в достаточном количестве. Наш офицерский корпус пополнять некем. С одной стороны, мы никого не набираем, с другой стороны, наши вузы не готовят тех, кто мог бы полноценно быть офицерами. Никаких курсов, которые готовят таких офицеров, тоже нет. Идея создать двухлетние курсы обучения младших командиров притягательна, потому что экономит деньги налогоплательщика. Но никто не объясняет – а что же будет за статус у нынешнего офицера? Если у нас в стране существует пятилетнее высшее образование, после которого человек получает диплом, то кем же будет офицер-выпускник, закончивший два года? Если это будет лейтенант и у него не будет высшего образования, получается, что у него будет в лучшем случае диплом техникума. Насколько это ударит по престижу военной профессии и понизит общий уровень образованности военных, который сейчас и без того не очень высок.

Существует как минимум пять ступеней, на которые человек должен обучаться. Невозможно прийти без обучения на должности командира батальона, полка, начальника штаба и выше. Получается, он должен будет шесть–семь раз ездить на такие курсы, потратив на каждые из них те же самые шесть месяцев. Если сложить все это вместе, получится, что нынешний офицер будет тратить на учебу чуть ли не больше, чем офицер в советское время.

Сегодняшняя система военного образования переживает тяжелейший кризис. Те, кто ее затеял, не очень понимают, что они хотят получить и куда это все пойдет дальше. И главное – что это непрерывный эксперимент по живым людям. Мы сломали судьбы сотням тысяч людей, которых мы уволили за последние два года, у нас громадный некомплект офицеров, которые действительно умеют и знают службу, мы не набираем молодежь, которая должна будет прийти в армию завтра. Чем закончится этот эксперимент, я, если честно, даже боюсь предполагать.

Источник: Russia.ru

..............