«Ради поклонения огню»

@ pravmir.ru

23 мая 2011, 10:55 Мнение

«Ради поклонения огню»

Сегодня много ведется споров о том, как праздновать День Победы. Может быть, не нужно бездумного триумфализма, который периодически появлялся в некоторые периоды советской власти, даже после советской истории.

Протоиерей Всеволод Чаплин

глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

Сегодня много ведется споров о том, как праздновать День Победы. Может быть, не нужно бездумного триумфализма, который периодически появлялся в некоторые периоды советской власти, даже после советской истории. Война всегда страшна, война всегда зло. Смерть человеческая – всегда зло. Ужас войны, злоупотребления, которые происходили в военное время, – обсуждение этого сегодня не является табу ни для историков, ни для творцов культуры, в том числе массовой.

Не было бы возможности для России вновь стать Святой Русью, не было бы победы 9 мая 1945 года

Но несмотря на всю правду, которую нам нужно знать, мы должны помнить великий подвиг нашего народа, подвиг, который во многом был движим христианскими чувствами, осознанными или неосознанными. Подвиг, который сохранил для будущего Россию и ее народ. И значит, хотим мы это признавать или нет, сделал возможным то духовное и национальное возрождение страны, которое происходит сегодня. Не было бы возможности для России вновь стать Святой Русью, не было бы победы 9 мая 1945 года.

И это, наверное, должна признать даже та часть православной интеллигенции, которая в силу диссидентской привычки не любит военных парадов, не любит государственных торжеств, не любит массовых проявлений патриотизма, относится с недоверием к любому государству и к любой крупной и сильной социальной структуре. Без победы 1945 года не было бы места на Руси истинному христианству. Такова историческая реальность, таков духовный смысл одержанной тогда победы.

Можно по-разному относиться к символам, которые господствовали в свое время в нашей армии и которые сегодня воспринимаются как часть символики торжеств, связанных с Днем Победы, когда в течение многих лет представители духовенства приходят к могиле Неизвестного Солдата, священники, архиереи, Святейший Патриарх приходят к месту погребения человека и возносят на этом месте заупокойную молитву. Да, символ, который там находится, – это не христианский символ, но вряд ли кто-либо из православных архипастырей, священников, дьяконов, мирян, которые приходят к этому месту каждый год и приходят всегда с благоговением и почтением, сказали бы вам, что они приходят ради поклонения огню или поклонения пятиконечной звезде. Люди приходят для молитвы. Как они всегда приходят на любое место погребения, даже если не отмечено христианскими символами или отмечено символами, пусть далекими от христианства или противоположными ему, мы молимся об усопших, мы молимся о людях, которые отдали свою жизнь за страну.

И Церковь всегда будет о них молиться. На мемориальных кладбищах, где до сих пор остается довольно большое количество символов ушедшей эпохи. У могил, на которых стоят кресты. В чистом поле, где часто останки людей растеряны по многим и многим местам, которые знает только сам Господь. И, конечно, в наших храмах, куда люди приходят 9 мая, чтобы помолиться о солдатах Великой Отечественной войны и обо всех, кто потерял в годы этой войны свои жизни.

Такова память нашего народа. Мы молимся и скорбим, помня, каким злом была война и скольких жертв она стоила. И одновременно мы чествуем и прославляем подвиг нашего народа, который безбожно довлеющую над ним власть выстоял в этой войне, обеспечив России будущее, создав возможности для ее грядущего духовного возрождения.

Источник: Сайт «Православие и мир»

..............