«Абсцесс сознания»

@ ИТАР-ТАСС

12 декабря 2011, 19:28 Мнение

«Абсцесс сознания»

Поведение правительства стало менее предсказуемым, чем поведение капризной провинциальной стервы, впервые попавшей на шопинг в столицу мировой моды Милан с чужим кошельком в сумочке. Глаза разбегаются от быстро растущего «ассортимента» проблем.

Ярослав Романчук

экс-кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года, руководитель Научного исследовательского центра Мизеса, заместитель председателя Объединенной гражданской партии

Постановление совета министров № 1655 от 7 декабря 2011 года расширило перечень товаров, на которые местные органы власти и минэкономики регулируют цены. Эти товары то ли по ошибке, то ли по инерции все еще называются социально значимыми. Одновременно «Белстат» проинформировал, что индекс потребительских цен, который уже каждая бабушка знает как инфляцию, в январе – ноябре 2011 года по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года составил 147,9%. Причем цены на продовольственные товары увеличились еще больше – на 156%. Необходимое для полноценного выживания мясо стало дороже на 166,4%. За 2011 год, когда понятие «социально значимые товары» никто не отменял, цены на них увеличились в два–три раза. Не координируя свои действия с совмином РБ, крупнейшие аудиторские компании PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG диагностировали в белорусской экономике гиперинфляцию.

Как на шопинге в Милане

Правительство и местные органы власти поступили, как в том анекдоте прапорщик, у которого грозный, буйный в пьяни генерал спросил, летают ли крокодилы

Поведение правительства стало менее предсказуемым, чем поведение капризной провинциальной стервы, впервые попавшей на шопинг в столицу мировой моды Милан с чужим кошельком в сумочке. Глаза разбегаются от быстро растущего «ассортимента» проблем. Ликование от полученных от России почти 4 млрд долларов существенно затруднило способность к формированию рациональных ожиданий. Забыта начавшаяся было структурироваться в знания информация из базовых уроков по экономической теории и политике. Притупились в памяти забытые образы из белорусской серии «взялись за яйца, сметана исчезла». Отложена в сторону толстенная хрестоматия мировой экономики, описывающая бесчисленное количество провалов правительств всех времен и народов при попытках стабилизировать цены при помощи государственного регулирования. Регресс мысли. Абсцесс сознания. Процесс профессиональной деградации.

Совет министров носится с концепцией «Социально значимые товары», как с тяжелым чемоданом без ручки. Бросить нельзя, оставить. Передвинуть запятую на одно слово вперед никак не удается. Не хватает научной принципиальности и гражданской смелости. Зато в избытке страх потерять должность в Вертикали. В изобилии лень раз и навсегда разобраться в теории инфляции и не наступать энное количество раз на одни и те же грабли.

Опять двадцать пять

Министерство экономики сжало зубы, понурило голову и согласилось регулировать цены на 27 групп товаров и услуг (было 14). Облисполкомы и Минский горисполком получили бразды правления над шестью группами товаров, которые разворачиваются в десятки конкретных единиц. Правительство и местные органы власти поступили, как в том анекдоте прапорщик, у которого грозный, буйный в пьяни генерал спросил, летают ли крокодилы. Прогнувшись перед А. Лукашенко чуть ли не до земли, совмин своим ценовым постановлением ответил, по сути дела: «Летают, но низэнько-низэнько».

Российские потребители в очередной раз получают прекрасную возможность сэкономить на продуктах питания, одежде и обуви за счет покупки белорусского. Постановление совмина № 1655 – это подарок В. Путину и дорогим россиянам на Новый год. Надо же поддержать союзников во время жаркой президентской кампании. Кремль нам – дешевый газ и нефть, а мы ему – дешевые белорусские товары. В условиях нашей трехзначной инфляции и валютной нестабильности получающие зарплату в 2–2,5 раза больше белорусов россияне с большим удовольствием будут организовывать шопинг-туры для пенсионеров в Витебск.

Постановление совмина № 1655 – это своеобразная поддержка индивидуальных предпринимателей и просто челноков. ИП-шники годами бьются за право нанимать людей на работу. Обещали, но не дали. Зато в очередной раз создали искусственные ценовые ножницы, чтобы вся деловая активность уходила на реализацию банальной челночной схемы «купи – продай». Покупая дешевое белорусское, они смогут неплохо заработать, продавая его в России. Разница между регулируемыми белорусским государством ценами и ценами российского рынка будет влиять, во-первых, на размер товарного дефицита в Беларуси, во-вторых, на объем челночной прибыли, в-третьих, на объем требований белорусских производителей

#{ussr}В список товаров, которые будут чаще исчезать с полок белорусских магазинов в 2012 году, попали вареные колбасы, сосиски, пельмени, субпродукты, фарш, сыры, рыба, соль, овсяные хлопья, кофе, чай и детское питание. По-прежнему регулируемыми остаются цены на хлеб, мясо, молоко, сахар, муку, крупы, яйца, масло, консервы и детские соки.

Исполкомы грозят поставить на грань разорения производителей таких «социально значимых товаров», как чулки, носки, мыло, детские кровати, коляски и одеяла. В шоке производители услуг по ремонту обуви, бани и ритуальщики. Выживут те, кто умеет договариваться с облисполкомами и Минским горисполкомом.

Денежное недержание

Ни в одной стране мира невозможно добиться стабильности цен, если денежная масса увеличивается более чем в два раза. Есть одно проверенное, апробированное, эффективное средство от инфляции. Это воздержание от печатания денег. Глава КГК Беларуси «наехал» на предпринимателей. Мол, они виноваты в двух–трехкратном повышении цен. Такая оценка входит в категорию «чего изволите, товарищ президент», а не в попытку разобраться в настоящих причинах роста цен. Подскажем А. Якобсону ход мыслей. На 1.12.11 рублевая денежная масса составила 38,4 трлн белорусских рублей. Это на 43% больше, чем на 1.01.11. Такие темпы роста были в далеком 2005 году, когда Беларусь купалась в энергетическом гранте России. Широкая денежная масса Беларуси на 1.12.11 составила 104,2 трлн белорусских рублей. Это на 107% больше, чем на 1.01.11. Удвоить денежную массу за 11 месяцев более чем в два раза и надеяться на ценовую стабилизацию – это есть 350 дней подряд по три Биг Мака и полкило картошки фри в день в надежде похудеть.

Наконец, остатки задолженности по выданным кредитам на 1.10.11 составили 126,4 трлн белорусских рублей, что на 60% больше, чем на 1.01.11. Такие годовые темпы были только в далеком 2004 году. Белорусские власти продолжают верить в псевдонаучные теории о том, что инфляцию можно импортировать, что с ней можно бороться государственным регулированием цен. Господа министры и контролеры! Если вы хотите добиться инфляции «ноль», сделайте всего две вещи: 1) НЕ печатайте ни рубля денег, 2) ликвидируйте все барьеры на пути перемещения товаров, которые вы считаете социально значимыми. Хотя бы в рамках Единого экономического пространства. Т. е. гарантируйте полную свободу конкуренции и выхода на рынок. И как можно скорее отмените постановление совмина № 1655.

Что будет

Реакция производителей на постановление совмина № 1655 вполне предсказуема. Все будет зависеть от того, какая будет разница между рыночной и регулируемой ценой. Чем больше разница, тем глубже будут проблемы на рынке, тем больше будет желания и желающих продать дешевое белорусское соседям.

Первое. Платить штрафы может быть дешевле, чем строго следовать ценовым приказам чиновников, особенно если можно полюбовно, со взаимным интересом договориться с контролерами. Второе. Продолжится практика постоянного ввода на рынок «новых» товаров, вернее, новых названий старых товаров, цены на которые можно формировать с большим ценовым запасом, чтобы хватило хотя бы на полгода. Например, была докторская колбаса «Белорусская», а появится якобы с новой рецептурой «Белорусская-ЕЭП» – в честь Единого экономического пространства.

Третье. В ценовых тисках производители склонны снижать качество товара, идя на компромиссы по дорогим ингредиентам и качественному сырью. Значит, сократится ассортимент. В колбасе будет еще меньше мяса, в пельменях – еще больше сои, в фарше – еще больше просроченного мяса кур и других животных.

#{smallinfographicleft=427273}Четвертое. Увеличится склонность директоров заводов-производителей самостоятельно заработать на «серой» и даже легальной продаже товаров за рубеж. Понятие Made in Belarus включает также Made in Russia и Made in Kazakhstan. Это значит, что введение формальных торговых барьеров на торговлю со странами, на которые приходится 99% экспорта наших мясных и молочных продуктов, будет невозможно.

Пятое. Если регулируемые цены будут существенно ниже рыночных, то не будет смысла производить товары. Или же в случае сохранения производства заводы будут требовать увеличения государственной поддержки. В условиях затяжной войны с импортом следует ожидать повышения цен на качественные товары из списка регулируемых, а также готовиться к расширению «серой» экономики. Именно она является отдушиной белорусов, социальной подушкой безопасности.

Источник: Блог Ярослава Романчука

..............