«Идея-то была замечательная»

@ с личной странички на livejournal.com

19 октября 2011, 18:30 Мнение

«Идея-то была замечательная»

Человечество всегда мечтало о новой, коллективной, свободной и радостной жизни. Увы, у этой замечательной идеи оказался страшный враг – человеческая природа.

Марьян Беленький

советский и израильский литератор, переводчик, журналист

Человечество всегда мечтало о новой, коллективной, свободной и радостной жизни. Народная фантазия создавала сказки об «Островах блаженства» и «Тридевятом царстве», молочные реки с кисельными берегами, скатерть-самобранку.

Железной рукой загоним человечество к счастью

Соцгородок, фрунзенская коммуна, Дом нового быта, молодежный клуб при райкоме комсомола... Казалось, Прекрасный Новый Мир – вот он, совсем близко... Вот только победим всех врагов, преодолеем голод, дефицит, искореним пережитки в сознании людей...

«Через каких-нибудь 100–200 лет жизнь на земле будет прекрасной, изумительной».

«Все будут жить богато и счастливо, и у каждого будет не менее 10 рабов».

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

«Пять лет упорного труда – 10 тысяч лет счастья».

«Взять все и поделить».

«Осененный знаменем трех революций, руководствуясь великими идеями чучхе, разработанными маршалом-отцом, великим вождем дорогим товарищем Ким Ир Сеном, корейский народ уверенно идет от победы к победе под мудрым руководством уважаемого руководителя, самого светлого солнца нации, великого полководца дорогого товарища Ким Чен Ира».

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, когда-то он прогнется под нас». Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе....

Первые христиане, вальденсы, беггарды, табориты, катары, лолларды – идея была одна и та же: все общее, тотальное равенство во всем. Руководство во все времена от этой идеи в восторг отнюдь не приходило, а распространителей этих враждебных идеек сажали в лагеря и расстреливали.

«Железной рукой загоним человечество к счастью».

Американская и русская революции базировались на одних и тех же идеях великой французской революции. Свобода, равенство, братство. Только свободу в США понимали как свободу беспрепятственно отстреливать индейцев, которые мешали созданию общества всеобщего благополучия и процветания. А отцы-основатели – Джордж Вашингтон и др., чьи портреты красуются на долларовых купюрах, – были рабовладельцами, имевшими сотни рабов... Об этом сегодня как-то не принято говорить... Большой брат такие разговоры не приветствует.

«Свобода, гавенство, бгатство, а несогласных – гастгелять». Комиссары в пыльных шлемах ждали победы мировой революции со дня на день.

Везде, где пытались организовать общество на идеях добра и справедливости, организаторы неизменно приходили к необходимости создания репрессивного аппарата. Идеи всеобщего счастья, равенства и братства, добра и справедливости внедрялись в головы людей электронными самострелами на границе ГДР с ФРГ, резиновыми дубинками в СССР и простыми мотыгами в полпотовской Кампучии.

Любым попыткам воплощения общества, созданного на разумных началах Добра и Справедливости, с железной закономерностью приходил п...ц. В 20–40-е годы XIX века были попытки создания в Англии и США коммунистических колоний по Оуэну, фаланг по Фурье, колонии по Кабе. Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная из них – Брукфарм близ Бостона – просуществовала с 1841-го по 1846 год. Пять лет. Это максимум. Люди охотно ходили на бесплатные концерты, но почему-то, к удивлению организаторов, менее охотно стремились вкалывать на шару.

Несколько лет тому назад случилось в Израиле событие, которое не привлекло внимания прессы. В кибуце Дгания ввели зарплату по труду... Члены кибуца решили отказаться от коллективной собственности и коллективных методов ведения хозяйства

Дело в том, что этот кибуц был первым. Таким образом, первый кибуц на земле Израиля отказался от принципа равного распределения доходов.

Это означало конец кибуцной идеологии. Конец мифа.

В 1927 году группа палестинских кибуцников во главе с Элькиндом, недовольная медленными темпами строительства социализма в Палестине, вернулась в СССР и основала в Крыму еврейский колхоз. В 1937 колхоз был расформирован, все его члены – отправлены в лагеря.

После большевистского переворота евреи-большевики остались в России, меньшевики и эсеры устремились в Палестину, чтобы построить там свой вариант социализма с еврейским лицом.

Прежнюю, «неправильную», «галутную» («галут» в переводе с иврита – изгнание, жизнь евреев за пределами исторической родины – Палестины) жизнь требовалось забыть раз и навсегда как страшный сон. «Отречемся от старого галутного мира, отряхнем его прах с наших ног. Мы наш, мы новый мир построим, кто был в галуте ничем, тот на новой родине будет всем». Сменить имена и фамилии, и даже язык. Стать новым народом на новой земле...

«Идея всеобщего счастья очень проста, – говорит тетя Соня в исполнении Клары Новиковой, – пусть каждый борется за свое личное счастье, тогда всеобщее наступит само собой».

Но основоположники думали иначе. Счастливы обязаны быть все. Причем по модели счастья, спускаемой и утвержденной сверху.  А кто злостно не хочет быть счастливым, с теми будем разбираться отдельно.

Первый кибуц – Дгания Алеф – был основан в 1909 году  русскими толстовцами еврейской национальности. Сам Лев Николаевич толстовцев недолюбливал и никогда ни в одной толстовской коммуне не побывал. Людей, которые стали жить согласно его идеям, он уговаривал «жить потише». Впрочем, надо ли этому удивляться? Обличитель капитализма Маркс всю жизнь жил на содержании капиталиста Энгельса.

Новый Израильтянин, увы, получился не совсем таким, каким он виделся отцам-основателям... Такая черта нового еврея, как стремление любой ценой нае...ать ближнего, в планы отцов-основателей не входила...

В кибуцах был полный коммунизм. Никакой оплаты за работу. Все общее, вплоть до нательного белья. Но кибуц был делом добровольным, в отличие от колхоза.

Детей воспитывали в точном соответствии с Энгельсом отдельно от родителей, дабы не заражать детей неправильной, «галутной» психологией и прививать им с ранних лет чувство коллективизма. Родителям разрешалось встречаться с детьми лишь на час в день, запрещалось передавать детям какие-либо вещи, игрушки, еду и т. д. Детям запрещалось держать в комнате портреты родителей. Так формировали Нового Израильтянина, для которого коллектив, родная земля были дороже отца с матерью.

В кибуце все делали вместе: ели, спали, работали, проводили досуг. Постоянной работы ни у кого не было, каждый мог другого заменить. В субботу раздавали наряды на работу на следующую неделю. Постепенно выделилась кибуцная элита, которая занималась работой, требующей образования: бухгалтер, агроном, зоотехник, инженер-строитель. Затем выделился в отдельную группу руководящий состав, они перестали ходить на общие работы. Рядовым кибуцникам это не нравилось, но им объяснили, что так надо: враги кругом, надо сплачиваться, а не разъединяться.

Человек, скотина такая, упорно не хотел брать штаны со склада, питаться в общей трапезной и жить в бараке на 200 человек

Увы, у этой замечательной идеи оказался страшный враг – пострашней суховеев и арабских набегов. Этот враг – человеческая природа. Человек, скотина такая, упорно не хотел брать штаны со склада, питаться в общей трапезной и жить в бараке на 200 человек. Он, сволочь, хотел иметь свои собственные штаны, свой утюг и даже, сволочь такая, свою собственную жену, которую бы ни с кем не приходилось делить. (А такие эксперименты в кибуцах тоже проводились). И как ни осуждали эти частнособственнические инстинкты руководители всевозможных сект и обществ (которые сами имели по сотне любовниц и жрали втихаря по ночам икру), ничего с этим поделать не удалось. В мире восторжествовали несправедливость, индивидуализм и капитализм. Но тут на помощь приходит государство с великим завоеванием социализма – отнять честно заработанные деньги у талантливых, инициативных и работящих и раздать их лентяям и бездарям.

А люди из кибуцев уходили. Город давал возможности, которых в кибуце не было: продвижение, образование, досуг, культура, самореализация. Те, кто остался здесь, переженились, укоренились.

В 70-х годах кибуцы нарушили основную идеологическую установку прежних времен – кибуц стал коллективным капиталистом, стал нанимать на работу людей (в основном арабов). Сами кибуцники уже в полях не работали, занимались только конторской работой. Идеи всеобщего счастья, всеобщего равенства и всеобщего труда больше никого не привлекали. «Американское» стало означать просто «хорошее». Круглосуточные детсады-интернаты превратились в обычные. Великая идея всеобщего равенства и братства терпела крах прямо на глазах. Ветераны до сих пор тяжело переживают крушение идеалов. За что боролись?

Исчезли общие души (те, где моются, а не те, которые продают дьяволу), каждый получил закрепленный за ним участок работы под персональную ответственность. Сваливать на Йоси, который работал здесь вчера, больше не придется. Зарплата тоже была дифференцирована, введен коэффициент трудового участия. Производительность труда возросла. Но за счет отказа от великой идеи.

Всеобщего счастья и равенства не получилось.

Нигде.

Ни разу.

А жаль.

Ведь идея-то была замечательная.

Может, еще раз попробовать?

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............