Роснефти не удалось договориться ни с Газпромом, ни с НОВАТЭКом о закупках газа для поставок на электростанции «Интер РАО», пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники на рынке.
На самом деле у Роснефти вариантов нет, потому что если она не исполнит контракт, то получит финансовые и имиджевые потери
С 2016 года компания должна поставлять «Интер РАО» 32,3 млрд кубометров в год, но полностью закрыть контракт собственным газом сейчас не может.
Издание напоминает, что когда в 2012 году Роснефть возглавил Игорь Сечин, она объявила о планах поднять добычу газа к 2020 году более чем втрое (с учетом покупки ТНК-ВР), до 100 млрд кубометров в год. В соответствии с этими планами заключались и соглашения с российскими потребителями, основным стало соглашение с «Интер РАО». Объем законтрактованного газа Роснефти с учетом соглашений с «Фортумом», «Э.ОН Россия», «Русалом», группой ГАЗ, «Еврохимом» и рядом других составляет около 80 млрд кубометров в год.
Но Роснефть, хотя и наращивает добычу газа, все же не успевает покрыть все обязательства сама. Основой роста добычи должен был стать «Роспан» с запасами почти в 1 трлн кубометров, но актив разрабатывается медленнее, чем ожидалось. В сентябре 2015 года директор департамента газовых проектов компании Александр Храмов говорил, что добыча на «Роспане» в 2016 году может составить 5,1 млрд кубометров вместо планировавшихся 5,6 млрд кубометров.
#{smallinfographicleft=453056}А выход «Роспана» на полку добычи в 18 млрд кубометров в год может быть сдвинут на год, до 2019 года, добавляют источники «Коммерсанта».
О том, что Роснефти не будет хватать газа, рынок говорил еще в прошлом году. Исходно собеседники «Коммерсанта» предполагали, что компания обратится к НОВАТЭКу, который до 2016 года поставлял «Интер РАО» 14-15 млрд кубометров в год. Однако НОВАТЭК хотел просто остаться поставщиком в ряде объектов «Интер РАО», в частности очень крупной Костромской ГРЭС, на что Роснефть не пошла. В результате осенью НОВАТЭК начал контрактовать освобождающиеся объемы, например, подписал пятилетний контракт с НМЛК на поставку 2,8 млрд кубометров газа в год и трехлетний – с компанией «Энел Россия» на 2 млрд кубометров в год. В НОВАТЭКе «Коммерсанту» заявили в среду, что газ распродан и переговоров с Роснефтью не ведется.
В этой ситуации Роснефти оставалось только обратиться к Газпрому, с которым нефтекомпания уже несколько лет конфликтует, пытаясь добиться ослабления монополии на экспорт газа и снижения тарифов на транспортировку газа внутри страны.
По словам источника «Коммерсанта» в Газпроме, в конце 2015 года Роснефть запрашивала 14 млрд кубометров газа на 2016 год. «В ответ Газпром предложил обсудить условия, но реакции от Роснефти не последовало», – сказал он, добавив, что сейчас переговоров нет. От официальных комментариев в монополии отказались.
В Роснефти признали, что «компания действительно и продает, и покупает газ», но цифра 14 млрд кубометров – «не просто неточная, она бессмысленная» и «о таких объемах поставок со стороны Газпрома не может быть и речи». Причину срыва переговоров в нефтекомпании пояснить отказались.
По словам двух собеседников «Коммерсанта», основной проблемой стала цена газа. Газпром может продавать его только по тарифам, регулируемым ФАС, тогда как цены Роснефти свободные. Контракт с «Интер РАО» заключен ниже тарифа, собеседники «Коммерсанта» оценивают дисконт в 5-6%. Но Газпром предлагает Роснефти купить газ по тарифу, что будет означать для нефтекомпании прямые убытки.
«На самом деле у Роснефти вариантов нет, потому что если она не исполнит контракт, то получит финансовые и имиджевые потери, а Газпром поставит газ «Интер РАО» как гарантирующий поставщик», – говорит один из собеседников. В «Интер РАО» уверены, что Роснефть выполнит обязательства.
Источники издания считают, что Роснефть постарается минимизировать прямые закупки у Газпрома, а остальной необходимый объем закупить у него же через биржу, где цены пока ниже тарифа. Но если Роснефть, которая в 2015 году была крупнейшим после Газпрома продавцом газа на бирже, перейдет в разряд покупателей, динамика цен может измениться.
Один из источников оценил реальный недостающий объем газа Роснефти в 2016 году в 8 млрд кубометров «с учетом стагнации спроса и реальной выборки». При таком объеме закупок у Газпрома и дисконте в 5% тарифа в контракте с «Интер РАО» прямые убытки Роснефти на сделке могут составить 1-1,3 млрд рублей, отмечает Алексей Кокин из «Уралсиба».
По его мнению, сейчас Газпрому не имеет смысла идти навстречу Роснефти. Но последняя может попробовать подождать и посмотреть на реальный уровень отбора газа по своему портфелю, который в условиях кризиса может оказаться существенно ниже контрактного.