Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
2 комментарияПолитологи: Общественный запрос выражается в голосовании за личности, а не за голые партийные бренды
Политологи: Общественный запрос выражается в голосовании за
Власть завершает поиск оптимальной формулы долгосрочного развития партийной системы. В ее основу ложатся принципы конкуренции (не числом партий, а умением удержать симпатии избирателей), и электорального федерализма, отмечают политологи Дмитрий Бадовский и Александр Пожалов, комментируя рассмотрение в Совете Федерации новой редакции закона о выборах.
«Важно, что итоговая конфигурация системы выборов в Госдуму предложена в середине электорального цикла — за два года до большой федеральной кампании», - отмечают председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) и заместитель директора ИСЭПИ Дмитрий Бадовский и Александр Пожалов в материале, опубликованном в газете «Ведомости». Эксперты отмечают: у всех политических сил остаются возможности выборов в 2014 и 2015 гг. (более двух десятков выборов в законодательные собрания регионов и множество кампаний в местные советы), чтобы завоевать кредит доверия избирателей или подтвердить ранее полученный мандат, ориентируясь на четкие правила игры.
В среду Совет Федерации единогласно одобрил президентский законопроет о поправках в избирательное законодательство. Законопроект, напомним, вводит (точнее, восстанавливает) смешанную систему выборов в Госдуму: половина депутатов избирается по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. «Как заметно по выборам последних лет, общественный запрос на появление новых лиц в поле публичной политики выражается в голосовании в первую очередь за личности, а не просто за голые партийные бренды», - комментируют это нововведение Бадовский и Пожалов.
Но, кроме того, отмечают эксперты, «персональное представительство интересов избирателей и территорий становится результативным и позволяет влиять на принимаемые властью решения, только если имеет институциональное оформление». По словам Бадовского и Пожалова, несмотря на давние споры о кризисе традиционных партий на Западе, именно партии остаются институтом повседневного представительства интересов разных групп общества.
«В этой ситуации равновесная смешанная модель, в которой 50% депутатов избирается по одномандатным округам, а другие 50% — по партийным спискам и партии и одномандатники (даже беспартийные и самовыдвиженцы) равным образом заинтересованы друг в друге, выглядит наиболее сбалансированной», - считают авторы аналитического материала.
Смешанная модель в пропорции 50:50, предложенная для выборов в Госдуму, может рассматриваться как базовая и для регионов, отмечают Бадовский и Пожалов. Но, добавляют эксперты, введение такой модели на федеральном уровне, не исключает того, что субъекты федерации будут настраивать свою избирательную систему «с учетом местных особенностей — на то Россия и федеративное государство».
Закон закрепляет проходной барьер для партий в нижнюю палату парламента на уровне 5 процентов (при этом сохраняется действующий запрет на избирательные блоки). Законом также вводятся критерии допуска партий до выборов. Необходимым условием названо «наличие поддержки выдвижения избирателями», которая подтверждается либо положительными результатами последних выборов в Госдуму или в законодательные органы субъектов РФ, либо - путем сбора подписей.
Без подписных листов партия может быть включена в бюллетени, если ее федеральный список на предыдущих выборах в Госдуму получил не менее 3 процентам голосов избирателей или если ее депутаты есть в составе хотя бы одного регионального парламента.
Партиям, которые не будут соответствовать этим требованиям, необходимо собрать не менее 200 тыс подписей, при этом на один субъект РФ должно приходится не более 7 тыс подписей. Партия, которая уже собрала подписи и зарегистрировала свой список на выборах в Госдуму, может выдвигать своих одномандатников также без подписных листов. Но самовыдвиженцам в одномандатных округах придется собирать подписи в свою поддержку в количестве не менее 3 проц от числа зарегистрированных по округу избирателей, а если там менее 100 тыс избирателей - не менее 3 тыс подписей.
«Новый закон о выборах депутатов Госдумы удобен и новым партиям, способным выдвинуть сильных одномандатников в регионах, даже если у них нет известных и популярных федеральных кандидатов, - комментируют Бадовский и Пожалов. - Закон позволит партиям на свое усмотрение вовсе отказаться от выделения общефедеральной части списка, распределив кандидатов только по региональным группам: очевидно, что именно сильные одномандатники станут хедлайнерами региональных групп».
Что же касается квалификационных требований для новых партий, то они, по словам экспертов, «широко применяются и в других странах, причем на нескольких стадиях». В ряде стран квалификация начинается еще на этапе регистрации партии, когда ей требуется привлечь определенное число членов. Российская норма, введенная после либерализации партийного законодательства в 2012 году — «500 участников для регистрации (или 0,0003% от численности населения) — оказалась одной из наиболее мягких среди стран, где есть такие требования». Для сравнения, отмечают Бадовский и Пожалов, « в США действуют жесткие правила, по которым партиям, включая и две ведущие, приходится перерегистрироваться в каждом штате, как правило, раз в 2-4 года». В России же сегодня таких норм фактически нет, подчеркивают эксперты ИСЭПИ. Из 75 зарегистрированных сейчас партий более половины пребывают в спячке, пропустив региональные и местные кампании 2013 года.
Система квалификационных требований способна в значительной степени решить и пресловутую проблему «спойлерства» - создания «ложных» или «отвлекающих» партий, отмечают Бадовский и Пожалов. «Уже видно, например, что среди способных на текущий момент квалифицироваться на выборы в Госдуму 12 партий нет случайных сил, которые используют только и исключительно известный бренд без наполнения его реальным содержанием или же просто паразитируют на бренде и символике крупной партии», - поясняют политологи.