Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.
0 комментариевБадовский: Путин четко обозначил проблемы системы местного самоуправления
Бадовский: Путин обозначил проблемы местного самоуправления
Формально местное самоуправление в России существует, но как близкий, понятный людям механизм управления и решения местных вопросов оно не работает, заявил политолог Дмитрий Бадовский, комментируя озвученное Владимиром Путиным в послании предложение о необходимости изменения принципов организации местного самоуправления.
«Президент достаточно четко и точно обозначил основные проблемы нынешней системы местного самоуправления в России. При этом принятая в России в 90-е годы модель обособленности местного самоуправления от государственной власти не является ни оптимальной, ни общепризнанной в мире», – считает председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.
По его словам, хотя большинство стран признают за местным самоуправлением свои права и полномочия, собственную компетенцию, но оно, так или иначе, реализует государственную политику на местах. «Более того, взаимодействие и сочетание уровней госвласти и местного самоуправления – ключевой элемент качества государства. Тогда как сложившаяся у нас модель по сути является системой квазисамоуправления: формально местное самоуправление существует, но, по сути, как близкий, понятный людям механизм управления и решения местных вопросов – не работает», – считает политолог.
По его мнению, рационально сохранить собственное местное самоуправление там, где реально возможна самоорганизация населения для решения местных проблем.
Бадовский считает, что управленческие задачи должны решаться на том уровне, где это можно делать наиболее эффективно. «На мой взгляд, перенос государственного управления на уровень местного «верхнего уровня» (в районах и городских округах) оправдан и позволит федеральной власти в полной мере спрашивать с губернаторов за качество исполнения президентских поручений по повышению зарплат и улучшению качества здравоохранения и образования. Сейчас имеется ситуация, когда поликлиники, школы и детсады часто являются муниципальными учреждениями, и региональная власть не несет прямой ответственности за уровень зарплат или стоимость платных услуг в отдельно взятой школе», – отметил он.
Он полагает, что перенос государственного управления на уровень городов и районов для решения вопросов организации образования, здравоохранения позволит проводить на территориях более эффективную политику реорганизации бюджетной сферы и включения детских садов, школ или поликлиник в единую сеть, даже если они располагаются в границах разных муниципальных образований.
«Углубление государственного управления до «второго уровня» МСУ позволяет подойти к решению ключевого проблемного вопроса на территориях – о пропорциях расщепления налоговых поступлений между субъектами РФ и бюджетами городов. За счет упрощения структуры МСУ и переноса части функций в сферу ответственности государственной власти появляется возможность закрепить за региональными бюджетами и бюджетами МСУ собственные источники налоговых доходов, соответствующие решаемым ими вопросам, снять споры вокруг порядка зачисления поступлений от НДФЛ в пользу того или иного муниципалитета и т.п.», – считает политолог.
«Думаю также, что при разработке конкретных схем управления городами и новообразованными внутригородскими муниципальными образованиями надо предусмотреть механизмы, позволяющие депутатам внутригородских муниципальных образований согласовывать назначение главы города, оценивать эффективность его работы и ставить перед региональной властью вопрос о его отзыве - в случае неудовлетворительной работы», - предложил Бадовский.
В целом реформа местного самоуправления, как считает эксперт, позволит деполитизировать систему управления крупными городскими территориями, в том числе снижая число предпосылок для политических конфликтов между мэрами и губернаторами. Кроме того, предлагаемая реформа позволит оптимизировать расходы на государственное и муниципальное управление без потери качества управления.
«Наконец, реформа позволит предотвратить проблему неконтролируемого роста муниципальных долгов крупных городов. В настоящее время экономисты и рейтинговые агентства выражают обеспокоенность тем, что темпы роста муниципальных долгов крупных городов в ряде регионов резко ускорились. После реформы за долговую политику крупных городов будет отвечать региональная власть, что позволит управлять совокупным долгом города и бюджета субъекта РФ и предотвратить банкротство отдельных городов (что актуально на фоне событий вокруг крупных городов США)», – добавил он.