Как рассказали в военном ведомстве, требования тендера будут сформированы под новую машину ОКБ «Миля» - Ми-8 со специндексом, оборудованную тепловизорами, системами высадки десанта по канатам, системой огибания рельефа местности, полета в сложных метеоусловиях и приборами ночного видения, которые, в отличии от тепловизоров, усиливают видимую часть светового спектра.
Вертолеты будут оборудованы тепловизорами, системами высадки десанта по канатам, системой огибания рельефа местности, полета в сложных метеоусловиях и приборами ночного видения
Кроме того, машина должна быть оснащена средствами огневой поддержки десанта - противотанковыми ракетными установками (ПТУРами), пулеметами, неуправляемыми ракетами (НУР) и другим вооружением. Планируется, что новые машины сможет не только перевозить бойцов, но и поддерживать их огнем с воздуха. Это, по мнению военных, многократно увеличит возможности спецназовцев.
Однако в необходимости огневой у таких машин поддержки усомнился начальник разведки Сибирского военного округа, расфорированного в 2010 году, генерал Сергей Кончуков.
«Высадка спецназа должна быть скрытной. Первый же выстрел - это провал группы. А тут речь идет о возможности применения бортового вооружения вертолет. Это противоречит всем методам применения спецназа», - пояснил Кончуков.
Другой представитель Минобороны отметил, что вместо закупок специальных вертолетов можно было бы доработать до требований спецназа серийные машины, которые есть в войсках.
«Разработать и установить десантные системы для серийных машин можно за пару месяцев. Такие конструкции будут востребованы не только у спецназа, но и у других войск, например, у ВДВ. Сейчас в ВВС есть три ударных вертолета - Ми-28Н, Ка-52 и Ми-35М - их тоже можно доработать. Да и с Ми-8АМТШ и МТВ-5 тоже можно применять оружие», - пояснил источник в Минобороны.
По его мнению, специальных вертолетов для спецназа потребуется не более 10–15 штук, при этом стоимость одной спецмашины будет в два-три раза выше стоимости пары вертолетов Ми-8АМТШ (МТВ-5) и Ми-35М, которые используются сейчас.
В то же время в одном из подразделений Генштаба, где разрабатывали идеологию новых вертолетов, пояснили, что вооружение на спецвертолете должно защитить десантную группу в случае обнаружения и атаки.
«Ликвидация Бен Ладена показала, что боевая часть на десантных вертолетах очень важна для спецназа. Наши бойцы по подготовке и вооружению не уступают американцам. Но вот со средствами доставки пока проблема», - пояснил высокопоставленный представитель Минобороны.Он добавил, что сейчас промышленность России выпускает три модификации военных версий вертолетов Ми-8: МТКО, АМТШ и МТВ-5. Все они способны выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях, но не подходят для заброски спецназа в тыл противника.
«Например, МТКО оснащен тепловизором, но у него нет систем для высадки десанта с воздуха. Поэтому отправлять десантную группу на такой машине нельзя - она не сможет высадить десантников без приземления, а приземлить вертолет часто бывает некуда, особенно в условиях городской застройки», - пояснил он.
В свою очередь МТВ-5 и АМТШ созданы для быстрого десантирования, у них есть радары и приборы ночного видения, но нет тепловизоров (кроме нескольких пробных машин) и системы десантирования по канатам.
Сейчас бойцы и вертолетчики своими руками тайком переделывают машины, чтобы, в случае чего, не сорвать операцию.«Нам требуется единый вертолет, способный высадить десант и тут же оказать ему огневую поддержку. Вертолет должен быть вооружен не только неуправляемыми ракетами и пушками, но и управляемыми ПТУРами», - сказал источник.
По его словам, сейчас для огневой поддержки высадки десанта используют отдельный вертолет - Ми-35М, но у него нет радара для сканирования рельефа местности, пишут «Известия».